Вилла в Бразилии в стиле модернизм

Этот лаконичный современный дом в Сан-Паулу отсылает к функционализму великого архитектора прошлого Миса ван дер Роэ.

Дата публикации 26.09.2020

Текст: Марина Волкова

Фото: пресс-служба

Автор проекта: Фернанда Маркес

Журнал: Salon Interior 09/2020

Бразильский архитектор Фернанда Маркес построила в предместье Сан-Паулу дом, напрямую отсылающий к архитектуре Миса ван дер Роэ. В частности, Фернанда взяла за основу павильон Германии, созданный ван дер Роэ для Всемирной выставки 1929 года. Речь, конечно, не идёт о прямом копировании. Архитектор использовала принципы рационалистской архитектуры, заложенные творчеством мэтра. Лейтмотив её объекта (так же, как когда-то павильона Роэ) — чёткая геометрия линий и эффект прозрачности.

Общий вид дома со стороны сада

Дом выстроен из бетона, стекла и стали. Материалы — снова оммаж рационализму. Ван дер Роэ, один из идеологов Школы Баухаус, состоялся как архитектор в США, и его творчество хорошо известно за океаном. Фернанда знакома с ним не понаслышке: она объехала все постройки архитектора на континенте. «Меня завораживает его умение минимумом средств выразить главное в архитектуре — объём и пропорции», — говорит она. Дом в Сан-Паулу стоит на крутом склоне холма, что потребовало от архитектора виртуозной планировки.

В предзакатные часы дом залит солнечным светом. Архитектор говорит, что при проектировании постройки учитывала солнечную активность, чтобы мягкий, естественный свет мог сглаживать строгость рационалистской коробки.

Она вписала постройку в участок, постаравшись максимально сохранить деревья, которыми усажен склон, а также сделать дом частью ландшафта. «Здание как будто погружено в море зелени, утопает в волнах джунглей», — комментирует Фернанда. Дом в виде любимой рационалистами башни поделён на три уровня: нижний занят техническими помещениями и гаражом, там же спальни и кухня; средний отдан под просторную двусветную гостиную; на верхнем располагаются домашний кинотеатр, фитнес–зал и есть выход на террасу.

Определяющая черта архитектуры дома — прозрачность стен, заданная панорамным остеклением.

Главным связующим звеном служат лестницы: между первым и вторым уровнями — лаконичная белая винтовая в духе моды 1920-х, между средним и верхним — минималистская конструкция на металлических тягах. Сердцем дома стала гостиная. Семья проводит тут большую часть времени.

Двусветная гостиная также служит игровой и рабочим пространством для детей-подростков.

В хорошую погоду (на что, на что, а уж на погоду в Бразилии жаловаться не приходится) раздвижные перегородки между гостиной и террасой держат открытыми, что фактически превращает их в общую зону отдыха.

«Так как этот проект не только архитектурный эксперимент, но прежде всего жилой дом для большой семьи, то я постаралась разбавить некоторую холодность рационалистской архитектуры использованием «тёплых» материалов: дерева медовых оттенков, мебели в обивке песочных цветов», — говорит архитектор. Главный же элемент декора — окружающая дом природа: благодаря панорамному остеклению постройки она становится неотъемлемой составляющей образа.

В столовой и санузле использованы активные цвета, которые визуально расширяют эти небольшие помещения.