Винтаж по-питерски

квартира в доме конца XIX века(Санкт-Петербург) Игорь Кулик, Елена Кулик

Дата публикации 23.05.2000

Фото: Дмитрий Лившиц

Стилисты: Татьяна Баканова, Юлия Коржова

Текст: Данила Гуляев

Автор проекта: Игорь Кулик
Елена Кулик

Журнал: Декор N4 (104) 2006

Банально вроде бы утверждать, что дизайн интерьера - это игра, но что поделаешь, если так и есть. Игра эта может быть как по системе Станиславского, с полным вживанием в образ, а может быть не совсем всерьез. Игорь и Елена Кулик предпочли второй вариант, потому что серьезным в наше время можно быть только с иронией

Постмодернистскую пьесу игрой по Станиславскому можно сильно испортить, а в случае с этим проектом постмодерн получался, как ни поверни. Квартира находится в доме конца XIX века на набережной Невы в Питере. В общем-то, у дизайнера в таких случаях есть соблазн устроить полный модерн. Легко представить, что можно было бы сделать в этой квартире, если на полном серьезе начать восстанавливать интерьер времен последнего царствования. Скорее всего, получился бы дом-музей, подлинность экспонатов которого невозможно проверить. Авторы проекта Игорь и Елена Кулик меньше всего хотели создавать музей модерна, но и делать полностью современный интерьер тоже не стали из уважения к сединам старого питерского дома. Концепция заключалась в том, чтобы интерьер не противоречил истории дома, его фасаду, и в то же время был адекватным современному образу жизни. Интенция авторов действительно была парадоксальной - это такой иронично-почтительный подход, реставрация не до конца, игра невсерьез, но по-честному. При этом ориентировались Елена и Игорь на современные европейские интерьеры, которые отличаются какой-то удивительной расслабленностью, непринужденностью, как будто здесь не дизайнеры, а сама жизнь красиво сработала, прихотливо перемешав несколько эпох.

В чем же заключается честность, и в чем ирония? Честность в том, что нет украшательства - в качестве декора использована исходная тектоника помещения. Ни один элемент обстановки квартиры не придуман просто для красоты, все обусловлено "скелетом" постройки. Кессоны на потолке не фальшивые, они повторяют стыки перекрещивающихся балок. Более чем вековая кирпичная кладка достаточно интересна сама по себе, чтобы закрывать ее какой-либо отделкой - ее, наоборот, обнажили. Гостиная достаточно просторная, поэтому наиболее выигрышно здесь смотрятся белые стены в сочетании с белым потолком. А вот стены небольших комнат впечатляют необычной колористикой. По идее авторов, маленькое помещение должно быть ярким - цвет на такой площади сгущается, и комната выглядит как драгоценная шкатулка изнутри.

Другой концептуальный прием - разная высота потолков в комнатах разной площади. Максимальная высота в гостиной - 4 метра. А в ванной, например, сделаны антресоли, потому что иначе она напоминала бы колодец. Окошки антресолей выходят в спальню, и к ним как бы ведет лестница вдоль кровати - достаточно странный прием, но вот тебе и ирония.