Властелин колец
Памятники современного абстрактного искусства - скульптуры, идеально "вписанные" в лесной ландшафт
Мало что изменилось в облике северного Гемпшира за последние сто лет. Холмы, как и прежде, сменяются живописными рощицами, поля - величественными загородными усадьбами, а облик милых английских деревушек навевает воспоминание о романах Джейн Остен и о самой писательнице, которая провела в одном из таких местечек последние годы своей жизни. На вековых тропинках маленькой древней земли среди пронизанного первозданным одиночеством ландшафта можно встретить прячущуюся между деревьев хижину, пушистую белку или... загадочное металлическое кольцо, возвышающееся на каменном постаменте...
Создатель абстрактных фигур, украсивших один из лесов Гемпшира, - английский скульптор Джон Робинсон. Он покинул Англию в юности, чтобы заняться разведением овец на маленькой австралийской ферме.
Когда ему исполнилось тридцать пять, увлечение скульптурой заставило его вернуться на родину. Он нашел в западной части Англии дом с амбаром, который можно было использовать как студию, и приступил к созданию самых разнообразных скульптур. Как правило, это были игрушки для детей и фигуры атлетов. Через несколько лет его талант "открыли" лондонские галереи, а работы получили признание Королевской академии. Несмотря на успех, Робинсон неожиданно решил изменить свой стиль.
Под влиянием философии Карла Юнга и абстрактных работ известного английского скульптора Генри Мура Робинсон обратился к символическому искусству. В результате возникла серия из полусотни фигур и доброго десятка рельефов: коллекция получила громкое название - Universe Series. "Эти фигуры воплотили мое видение природы, жизни и космоса", - так определил тему сам автор. Космические законы земного бытия англичанин Джон Робинсон представил с помощью древнейших форм - кругов и квадратов. Напряженные линии, сложная архитектоника композиций и ритмическая выразительность силуэтов стали для Робинсона средствами передачи образов бессознательного...
Большая часть произведений, составивших Universe Series, была приобретена Австралийским олимпийским центром в Канберре.
Шестнадцать работ купил Американский фонд искусств - для скульптурного сада в Колорадо, а хозяин гемпширского леса оказался обладателем самой большой английской коллекции...
Памятники современного абстрактного искусства были размещены в определенном порядке в "чисто английском" лесу - одном из тех уголков Англии, "дикая" природа которых старательно поддерживается на протяжении поколений, - и... неожиданно и в прямом и в переносном смысле "вросли" в землю.
Так современные формы - круги и квадраты - стали органичным продолжением английского ландшафта. Их первозданная красота в естественном обрамлении из трав и деревьев заставляет забыть о суетной современности. "Сказки гемпширского леса" напоминают о другом всемирно известном памятнике, расположенном на Британских островах, - древнейшем комплексе Стонхендж близ Солсбери.
Воплощенные в металле фантастические образы "заговорили" языком мифологических существ - эльфов и гномов, населявших когда-то, если верить преданиям, "старую добрую Англию". Дух материи, обнаруженный столетия назад алхимиками, "ожил" в металле и камне, а круг превратился в кольцо - древний мистический символ власти и могущества...