Вне моды

квартира площадью 130 м2

Дата публикации 19.03.2012

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Людмила Черняева

Автор проекта: Екатерина Мовчан
Евгений Полянцев
Ольга Кирпичева
Наталья Денисова

Журнал: N11 (166) 2011

Группа архитекторов московского бюро Meralstudio во главе с Евгением Полянцевым реконструировала две симметрично расположенные мансарды в столичном здании постройки начала прошлого века. Об одной из квартир, дизайн которой сами авторы называют стерильным, мы и расскажем в этой публикации

Так уж получилось, что проект стал долгосрочным. Мансарда является частью этажа, добавленного в 80-е годы прошлого века. Документы, связанные с давней реконструкцией, не сохранились. Потребовались строительная экспертиза несущих конструкций, обследование фундамента дома, анализ предстоящих работ с точки зрения соответствия градостроительным нормам и так далее. Специалисты из архитектурного бюро Meralstudio фактически видоизменили фасад здания - предложили увеличить высоту выступающего над кровлей объема и накрыть его стеклянной пирамидой. Эти изменения, разумеется, нужно было согласовать и официально оформить.

Благодаря долготерпению заказчика и дальновидности архитекторов интерьер постепенно приобретал собственный характер. «Мы думали не столько об актуальности, сколько о функциональности и эстетике. К примеру, необходимо было «впустить» внутрь как можно больше дневного света. Эта проблема была решена при помощи стеклянного фонаря в центральном двусветном пространстве, - вспоминает руководитель бюро Евгений Полянцев. - Ведь когда мы пришли на объект, то увидели тесные темные помещения, хитросплетения коммуникаций, низкий потолок. Эти многочисленные минусы компенсировали потрясающая панорама центра Москвы и возможность решить интерьер по вертикали».

Планировочная схема была продиктована логикой самого помещения. Затемненная прихожая, расположенная на одной пространственной оси с кабинетом, играет символическую роль входа в пещеру. Человек словно бы идет на свет, сворачивает за угол и попадает в залитое солнцем двухуровневое пространство, в центре которого - обеденный стол. Таким образом, входная зона, кухня-столовая и следующая за ней гостиная формируют общественный функциональный блок. Приватная же часть включает в себя спальню, ванную комнату и гостевой санузел. Кухня запроектирована прямо под лестницей, являющейся важнейшим элементом интерьера. Она выводит на эффектную прозрачную антресоль, связывающую квартиру с эксплуатируемой кровлей.

«Лестница доставила нам много хлопот. Непросто было прикрепить металлический каркас к старым стенам, - говорит Евгений. - Но самое главное, лестница получалась зыбкой, и прежде всего из-за ограждения. Расчеты показывали, что массивные стеклянные плоскости будут долго вибрировать после каждого прикосновения. Решение оказалось неожиданным: не соединять лестничный марш и ограждение вообще. Над маршем установили двутавр, к нему и прикрепили сложную систему стержней из нержавеющей стали и стеклянных пластин. На этой же балке расположили софиты для подсветки централь ного объема. Благодаря такому пластическому приему конструкция получилась прочной, а пространство приобрело дополнительную интригу».

Еще одна интересная особенность мансарды - полное отсутствие декора. Авторы проекта даже не пытались закрыть большие металлические радиаторы отопления, расположенные в углах двусветного объема и призванные блокировать нисходящие потоки холодного воздуха. Пожалуй, единственным украшением является абстрактный рисунок мраморного пола, созданного по эскизам Meralstudio в Италии. В целом, как подчеркивают авторы, интерьер вписывается в идеологию хай-тека, но не соответствует ей в полной мере. И в этом есть глубокий смысл. Полутона и недосказанность в дизайне оставляют свободу для воображения, что, согласитесь, важно.

Руководитель проекта Евгений Полянцев: «В процессе проектирования внутреннего пространства мансарды мы не гнались за модой, не пытались отразить какие-то тренды. Интерьер создавался довольно долго, поэтому работа, если можно так выразиться, отлежалась, как рукопись, отправленная на время «в стол». И неожиданно оказалась актуальнее, чем более «свежие» интерьеры»