Вне времени

квартира общей площадью 65 м2 Елена Василенко

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Людмила Федорова

Автор проекта: Елена Василенко
Джули Лии

Журнал: N6 (11) 1996

Этот интерьер появился в результате совместной деятельности архитектора и хозяйки. Но не в том уже привычном для нас смысле, когда автор изучает потребности и вкусы заказчика и вместе с ним подбирает мебель и аксессуары. Здесь архитектору принадлежит лишь объемно-пространственное решение, а предметный мир, которым, собственно, и определяется образ квартиры, родился из творческих поисков самой хозяйки Создание заинтересовавшего нас интерьера началось с того, что архитектор, улучшая стандартную планировку малогабаритной трехкомнатной квартиры с крохотной кухней, не знал ничего о будущих жильцах - кроме того, что они иностранцы. Поэтому перед новыми хозяевами будущее жилище предстало абсолютно пустым, хотя и соответствующим наиболее общим "европейским" принципам: открытое пространство (от стены между гостиной и коридором осталась лишь одна несущая колонна); кухня, отгороженная от гостиной барной стойкой; совмещенный санузел вместо раздельного; двустворчатые двери с матовыми стеклами, оштукатуренные белые стены... Все. Чистый лист, абсолютно нейтральная среда для работы над современным интерьером. Это "нечто" могло перевоплотиться во что угодно. Однако реальностью стало наименее вероятное: внутри "евростандартной" оболочки городской квартиры уютно прижился кусочек деревенской старины. Хозяева, супруги из Новой Зеландии, создали неожиданный, вневременной, ностальгический мир. Отправными точками "сельского" интерьера сделались массивный деревянный сундук, доставшийся им в наследство от бабушки (он исполняет роль журнального столика в гостиной), и коллекция мишек - хозяйка собирает их с детства. В дополнение к этим предметам были приобретены старинный комод с выдвижными ящиками, деревянный резной стол со стульями, плетеный короб, - словом, все то, с чем принято ассоциировать "привычки милой старины". Мягкая мебель, пожалуй, несколько выпадает из общей картины, но и ей с помощью покрывал придан оттенок "фольклорности". Вещный мир дополняют характерные детали - резная вешалка, деревянные корзиночки для салфеток, ложек или вилок. Две комнаты, функции которых, в отличие от гостиной, не были заданы архитектором, превратились в спальни. Вообще облик квартиры наводит на мысль, что "народный" стиль в наше время интернационален. Обстановка скорее навевает воспоминания о жившей в деревне прабабушке, чем мечты о неведомых дальних странах. Совсем уж знакомыми кажутся вышитые крестиком салфеточки или много-много свадебных и прочих фотографий, помещенных в одну большую раму. Кстати, и белые шторы, купленные в Лондоне, оказались русским льном. Вот только цветы вносят экзотическую ноту: яркие, пестрые, существующие в действительности и созданные фантазией художника, на многочисленных картинах и на чайной посуде, засушенные букеты в вазах - они хоть и не противоречат сельскому образу, но все-таки воспринимаются как "нездешние". Несмотря на простоту, квартира явно таит в себе скрытое противоречие, недосказанность. Возможно, потому, что оболочка оказалась не такой уж нейтральной: как ни крути, барная стойка и узорный стол - не очень подходящие соседи. Поэтому вся атмосфера этого островка минувшего, приютившегося в московском доме, кажется лишь декорацией, попыткой укрыться от реальности. И немного печально, что мир, задуманный как вневременной, на самом деле производит впечатление предельно хрупкого и временного.