Война и мир
Ампир: стиль победившей империи
Две империи Возникновение и развитие стиля ампир связано с личностью Наполеона I. Есть даже мнение, что он просуществовал ровно столько, сколько правил император: с 1804-го (коронация) по 1814-й (реставрация Бурбонов). В действительности стилю империи суждено было пережить Бонапарта и шагнуть далеко за пределы Франции. Отвергнутый в захваченных Наполеоном европейских государствах, ампир оказался востребованным в другой могущественной империи - Российской. Победа 1812 года дала мощный импульс к развитию ампира. Пример подал Александр I, который лично встретился с придворным архитектором Наполеона и получил от него альбомы с эскизами интерьеров и мебели. Как ни парадоксально, но в области искусств побежденная Франция продолжала диктовать моду своей победительнице. Перенесенный на русскую почву, стиль империи приобрел ряд специфических черт, но его суть осталась неизменной. Ампир питался воодушевлением от военных успехов, культивировал воинскую доблесть и прославлял императора как великого цезаря и полководца. Отсюда целесообразность и рассудочность ампира, соответствующие образу главнокомандующего, и торжественная монументальность, раскрывающая образ императора.
Французский ампир состоялся прежде всего как стиль дворцовых интерьеров. Для Наполеона I в «величественном стиле» древних римлян были оформлены Мальмезон, Фонтенбло, Сен-Клу, Тюильри... Интересно, что в утверждении ампира главная роль принадлежала вовсе не архитектору, а живописцу и мебельщикам. Художник Жак-Луи Давид черпал сюжеты в античной истории. К изображению антуража он подходил со всей серьезностью: изучал живопись Помпеев, создавал эскизы античной мебели и заказывал воплощать их известному мебельщику Ж. Жакобу. Античные костюмы и прически, стулья и кресла, запечатленные на его холстах, задавали моду. С проектирования мебели начинали карьеру придворные архитекторы Наполеона I - Шарль Персье и Пьер Фонтен. В 1801 году они выпустили альбом с эскизами мебели и интерьеров. Что нового предложили архитекторы, прославившиеся как декораторы? Простую форму, гладкие поверхности, сдержанный декор и непосредственное подражание античности. Прототипом мягкой мебели стали римские клинии, на которых патриции возлежали во время пиров. Мебельщики воплощали формы, увиденные на античных вазах и египетских рельефах. Так в моду вошли столы с фигурами сфинксов вместо опор, а подлокотники превратились в скульптуры орлов и грифонов. Рукомойники приобрели сходство с жертвенными алтарями, подсвечники - с античными урнами. Ампир ввел в обиход новые типологии. Среди них - круглый сервировочный стол и кушетка-рекамье, названная в честь владелицы знаменитого парижского салона Жюли Рекамье. В императорских дворцах особое место заняли курульные кресла, похожие на пуфы с перекрещенными ножками. В Древнем Риме они символизировали власть. Те, что стоят в тронном зале Наполеона в Фонтенбло, обиты красным бархатом и задают торжественный ритм движения к императорскому трону.Дух Спарты
Стиль империи привнес в интерьеры военную символику. Щиты, трофеи, шлемы, скрещенные мечи и копья, крылатые виктории - богини победы, лавровые венки, пики, факелы и стрелы украсили люстры, канделябры, столы и стулья. Главным поклонником военной темы в интерьере выступал, конечно, сам Наполеон. «Деревянная кровать выкрашена под зеленую бронзу; ножки в виде четырех пушек; карниз для полога у кровати - в виде античного копья, с него спадает такая же ткань, как на окнах, - полотнища холста в широкую синюю полосу, имитирующие палатку... Стулья - в виде барабанов, кожаные, набитые волосом» - так выглядят вещи Бонапарта из его особняка на улице Победы, описанные в «Дневнике» братьев де Гонкур. «От них веет духом Спарты, властью, войной», - делятся впечатлениями авторы, посетившие наполеоновский музей. Постоянные войны, которые вел венценосный корсиканец, даже спровоцировали создание особого типа мебели - раздвижной. Самого императора в походах неизменно сопровождали складные кровать и бюро. Победоносный Египетский поход принес моду á la mamelouk: на экзотические мотивы. Крокодилы, сфинксы, львы и пирамиды напоминали о военных успехах Наполеона в далекой Африке.
В качестве иллюстраций использована коллекция наполеоники Дмитрия Шахназарова