Вокруг света

частный дом общей площадью 450 м2 Борис Шабунин, Светлана Казначеева, Алексей Розенберг

Дата публикации 15.03.2004

Текст: Юлия Сахарова

Фото: Крис Хугарт

Автор проекта: Алексей Розенберг
Светлана Казначеева
Борис Шабунин

Журнал: N1 (79) 2004

Борис Шабунин, Алексей Розенберг и Светлана Казначеева построили концептуальный дом, в котором световая ось работает как основа конструкции. Сверху ось обозначена стеклянной крышей, снизу - бассейном. Он накрыт стеклянным, совершенно прозрачным кубом. Почти невещественные лестницы из стекла ведут наверх, к облакам Светотень Днем лучи солнца проникают сквозь крышу и отражаются от водной глади. Ночью, когда включена подсветка бассейна, голубоватый свет потоками устремляется вверх. По мысли авторов, световая вертикаль с небом и водой на противоположных "полюсах" символически обозначает диалог природных начал - воды и воздуха. Пространство, развернутое как бы по спирали вокруг этой вертикали, архитекторы смоделировали с помощью игры светотени, понимаемой глобально: она для них нечто большее, чем просто живописный прием. Это организующий принцип. Все помещения в доме, от гостиной до санузла, освещаются естественным светом, и каждое по-своему. В этом есть глубокий смысл: дом пропускает внутрь внешнюю среду, выстраивает себя вокруг нее, словно мерит ею себя. В традициях модернизмаКак объясняют сами авторы, в этой своей работе они постарались осуществить "отбор" лучшего, что накоплено архитектурой модернизма с точки зрения человеческого комфорта и уюта. Открытые пространства с обязательным очагом в общественной зоне, красивая работа с природными материалами: стеклом, деревом. Убедительная логика взаимоотношений функциональных зон... Дом парадоксальным образом сочетает рационализм и поэтичность. Из прихожей виден прозрачный куб, в нижней части которого располагается бассейн. Гостиная решена в бетоне, библиотека - в дереве. К каждому помещению "прилагается" лестница из соответствующего материала: стекла, камня или дерева. На верхний уровень ведет прозрачная стеклянная лестница. Этот прием подчеркивает границы функциональных зон, занимающих в доме разные уровни. Консервативный интерьер В то же время разные материалы проявляют себя и как объединяющий пространство фактор. Например, как раз на уровне пола гостиной оказывается стеклянная поверхность куба, а из-под "деревянной" библиотеки по направлению к камину выезжает панель из лиственницы. Вообще дом полон, по выражению Алексея Розенберга, всякого рода "деревянной машинерии". Совершенно неожиданно для посетителя начинают ездить, двигаться, открываться во все стороны разнообразные конструкции: лестницы, шкафчики, панели, колонны. Многие из них изготавливали вручную, при помощи старинных технологий. Архитекторам захотелось "корабельности", то есть подчеркнутой рукотворности деревянных изделий. Некоторые вещи сделаны без единого гвоздя - встык на шип... Так что современный минималистский интерьер дома по сути своей весьма консервативен. Никакого противоречия, по мнению авторов проекта, в этом нет: современный интерьер обязан быть уютным. Комфортное пространство Благодаря продуманной "рукотворности" сложное многоуровневое пространство общей площадью около 500 квадратных метров получилось и уютным, и удобным. Важно и то, что в оформлении дома принял участие хозяин, давнее увлечение которого - художественная фотография. Его работы экспонируются здесь необычно: в окнах и окошках, выходящих в сторону световой шахты. Борис Шабунин: "Мы построили так называемый ландшафтный дом. Выстроили визуальные связи внутреннего пространства и окружающей среды". Алексей Розенберг: "Стержень дома - световая шахта, вокруг которой, условно говоря по спирали, поднимаются уровни дома..."