Вольным стилем
Андреа Палладио—гениальный архитектор и теоретик искусства. В ходе своей профессиональной деятельности он много ездил по Италии и собственноручно измерял детали античных построек
Андреа Палладио—гениальный архитектор и теоретик искусства. В ходе своей профессиональной деятельности он много ездил по Италии и собственноручно измерял детали античных построек
Его интересовало всё: как античные архитекторы соотносили диаметр колонны с расстояниями между колоннами, какова зависимость толщины колонны от её высоты, срисовывал карнизы, строил чертежи, изучал закономерности декоративных элементов в различных ордерных системах и так далее, и так далее, и так далее. Он оставил подробные инструкции математически точных соответствий в архитектуре, которые соблюдал сам и которые желательно иметь в виду каждому порядочному архитектору. Он доказал, что красота—категория не абстрактная. Что гармония поверяется алгеброй, что есть законы восприятия больших масс материала человеческим глазом и что нужно грамотно обращаться как с масштабами, так и с плотностью декора… и вообще плотностью архитектурного высказывания… Палладио оставил такой след в культуре, что родилось понятие «палладианство»—это активно воспринятая и воплощаемая в жизнь проповедь мэтра. Почему сегодня помнить уроки Палладио по-прежнему хороший тон? Ведь классика, точнее НЕОклассика, в наше время стала свободным стилем без всяких границ. Палладианство дорого нам прежде всего базисными, золотыми правилами проектирования объёма. В классике—как в плавании вольным стилем: вроде все стили позволены, но при этом есть некие запреты: например, после разворота пловец может проплыть какое-то время под водой, но не более 15 метров. То есть вроде всё можно, но всегда что-то нельзя. Что привнёс Палладио в сегодняшнюю практику создания классического интерьера? Во-первых, основу основ—планировку. Палладио строил, как правило, небольшие загородные виллы для знати и всегда ставил задачу «поймать» окнами самые выгодные виды на природу. Хороший архитектор сегодня, следуя практике древних, строит последовательность помещений таким образом, чтобы красивые виды за окном стали достойной частью интерьера. При этом помещения должны нанизываться на оси и замыкаться видами на природу—при таком условии пространство «раздвинется» вовне. Во-вторых, элементы экстерьера стали неотъемлемой частью интерьерного решения. Возможность сделать красивый фасад есть не всегда. Но ничто не мешает впустить в интерьер элементы фасадной архитектуры и получить таким образом черты палладианской виллы у себя дома. В последние годы мебельщики стали выпускать шкафы с порталами, пилонами и капителями, словно это фронтоны виллы Ротонда... В мебельном арсенале появились обеденные столы с ножками в виде античных колонн, стены украшают панели с гипсовой лепниной и росписями—приём, применявшийся когда-то при декорировании открытых колоннад и террас. Что это даёт интерьеру? Присутствие большой архитектуры облагораживает жилое пространство, даёт ему дыхание итальянской улицы, перемещает жителя мегаполиса в сад, где разносятся ароматы розмарина и лавра, где в беседках звучат разговоры о прекрасном... Классический интерьер—это метафора спокойной, комфортной жизни с семейными встречами, неспешными беседами. Над этим и работал в своё время Андреа Палладио. Его работы—это подход, способ организовать свою жизнь. Так что классика по Палладио—это не дворцовые стили и не роскошные парадные помещения, а прежде всего удобство и простота. Звучит очень современно!
Полный текст читайте в бумажной или электронной версии журнала.