Вперед к природе
Мебель Росса Лавгроува и Захи Хадид. Обращение к природе как источнику вдохновения и достойнейшему образцу для подражания
Современный дизайн поразительно многолик. Кто-то создает невероятные конструкции, кто-то объединяет функции, другие отталкиваются от поэтических образов или выразительной самодостаточной формы, третьи используют новейшие технологии и материалы, открывающие фантастические возможности. Ну все, все уже перепробовали. Нередко бывает очень сложно охарактеризовать вещь, определить, к какому стилю она принадлежит. А объекты, подпадающие под одно красивое, но не совсем понятное определение, оказываются поразительно непохожими. Тяжелый случай. О нем-то мы и поговорим.
Мужчина и женщина. Он - англичанин до кончиков ногтей, она родилась в Багдаде, в семье иракских аристократов. И оба очень и очень знамениты. Он - промышленный дизайнер, стремящийся к большой архитектуре. Она - архитектор. Мало того, она известнейший архитектор. Журналисты называют ее примадонной, дивой.
Оба создают проекты исходя из природных форм. Он - из органических, она - из неорганических. В этом году сотрудничали с итальянскими фирмами (тоже очень разными) CECCOTTI, SAWAYA&MORONI и представили в Милане необычные проекты. Итак, океан различий и островки сходства. Внимание, перед вами Росс Лавгроув и Заха Хадид!
С Россом мы уже хорошо знакомы. Это один из самых популярных на сегодняшний день дизайнеров. Можно составить песню из имен его клиентов (сейчас не будем, уже пропето). Росс не любит ярлыков, однако его творчество неизменно относят к органицизму. И хотя коллекция Biowood ("Биодерево") для мебельной фабрики CECCOTTI вполне соответствует его идейным пристрастиям, она совершенно необычна. И вот в каком смысле. CECCOTTI предоставила Лавгроуву возможность отдаться полету фантазии. Согласитесь, в наше время это своего рода роскошь. Промышленному дизайнеру позволили выступить в роли скульптора! Никто не сомневается, что Росс Лавгроув - творческая личность и художник в душе. Но вот чтобы деньги на это дать... Однако свершилось.
Свои биоморфные скульптуры из дерева дизайнер называет "исследованием экстремальных возможностей существования органических форм в пространстве". Изначально и не предполагалось создавать мебель или какую-то полезную вещь. Лавгроув, по его словам, наслаждался свободой воплощения своих органических образов и мечтаний. Хотя все-таки практическое продолжение возможно. Какое? Образы поддаются интерпретации, креатив может вылиться в конкретную вещь. Посмотрите на завораживающие фигуры из клена - кажется, тут уже прорастают кресло, шезлонг...
Мебель Захи Хадид в новой коллекции для SAWAYA&MORONI именуется сталактитами, сталагмитами, ледниками и моренами (ледниковые отложения). Она очень необычная, мощная и самодостаточная. Поистине архитектурная мебель - огромный пласт, массив, заряженный взрывной энергией. И он действительно разлетается на куски: стол, диван, полки... Каждый из родившихся таким образом фрагментов затем получает дальнейшую функциональную и эргономическую проработку, хотя вещь все равно остается фантастической как ископаемый динозавр.
Пять метров на два с половиной! Множество фрагментов составляют гигантскую игрушку-паззл, где чередуются выпуклое и вогнутое, плавное и резкое, разломы и обрывы. Функциональные и структурные различия подчеркиваются цветом, проработкой поверхностей и с помощью материалов. Так, диваны "Ледник" и "Морена" сделаны из пластика, а столы "Сталактит" и "Сталагмит" - из дерева. Пока что воплощены только эти четыре предмета мебели, всего же задумывалось одиннадцать.
Почерк неподражаемой Захи Хадид, по мнению критиков, всегда отличали динамизм, отрицающий законы притяжения. А в ее новой мебельной коллекции энергия полета преобразовалась в энергию взрыва. Парение и фрагментарность, характерные для ее стиля, кстати, близки сюжетам русского супрематизма.
Новые проекты Biowood Росса Лавгроува и Zscape Захи Хадид крайне непохожи друг на друга. Но главное, что их объединяет, - обращение к природе как источнику вдохновения и достойнейшему образцу для подражания.