Время пришло
В 2003 году немецкая компания HANSGROHE - мировой лидер в производстве сантехники для ванных комнат - выпустила новую коллекцию вместе со знаменитым итальянским дизайнером Антонио Читтерио. Об особенностях "чистого" дизайна рассказывает Филипп Грое, внук основателя компании
В 2001 году немецкая компания HANSGROHE, мировой лидер в производстве сантехники для ванных комнат, отметила свой столетний юбилей, в 2003-м - выпустила новую коллекцию вместе со знаменитым итальянским дизайнером Антонио Читтерио (в Москве Axor Сitterio появится в апреле). Об особенностях "чистого" дизайна рассказывает Филипп Грое, внук основателя компании и куратор бренда AxorSALON: Ваша компания возникла, по-моему, даже раньше, чем появились ванные комнаты. В связи с этим первый вопрос: как Вы могли бы охарактеризовать основные этапы их эволюции?
- До начала двадцатого века ванные комнаты были только у очень богатых людей, составляющих не больше одного процента населения. Так что, наверное, о какой-то эволюции можно говорить только начиная с 30-х годов. Именно тогда архитекторы впервые стали проектировать ванные: очень маленькие комнаты, отвечавшие лишь прямой функции.
Постепенно люди проводили в них все больше и больше времени, комфортабельность этих помещений росла, но о существенных трансформациях не было речи вплоть до последнего момента...
Сейчас, я надеюсь, наступает время ванных. Думаю, отчасти это связано с изменениями, произошедшими в нашем восприятии роскоши. В 70-е годы в моде была роскошь напоказ: золотые часы, огромные кольца, пышно убранные гостиные, в которых можно было продемонстрировать свой достаток гостям. В 80-е это движение пошло на спад, в 90-е о роскоши нельзя было говорить, а кое-где, например в Германии, она вообще воспринималась негативно. Сейчас интерес к ней возвращается, но это уже роскошь не для других, а для себя. Сегодня мы предпочитаем вкладывать деньги в кухню и ванную, и к ванной это относится даже в большей степени.
Эти процессы проявляются в архитектуре: пространство ванных постепенно увеличивается, функциональное разделение между комнатами исчезает. К примеру, с Антонио Читтерио мы обсуждали комбинацию спальни и ванной: дневной свет поступает сквозь окно спальни и достигает ванной комнаты через прозрачные двери. Таким образом, ванная из чисто функционального помещения превращается в комнату для удовольствий.
S: Автор последней коллекции, представленной AXOR, - Антонио Читтерио. Что обусловило такой выбор?
- У ванной есть особенность - детали, которые нельзя перемещать.
Обычно срок их эксплуатации составляет 10-15 лет, и все это время они должны сохранять актуальный вид. И мы искали стиль, который был бы вне моды. Выбрали Читтерио: у него очень сильная собственная линия - мебель, которую он сделал 20 лет назад, можно поставить в гостиной и сейчас. И легко скомбинировать с его новыми объектами. К тому же Читтерио из тех, кто совмещает в себе архитектора, интерьерного дизайнера и дизайнера. Он видит объект как часть пространства и, что встречается крайне редко, любит вникать в детали. Это очень важно в нашей области.
S: В числе работавших в HANSGROHE - Старк, Читтерио... Возникает впечатление, что Вы сотрудничаете только с дизайнерами number one. Известность - это обязательное условие контракта с HANSGROHE?
- Нет, я бы так не сказал. Думаю, самым важным в сотрудничестве является человеческий фактор.
Я знаю многих известных дизайнеров, с которыми мы могли бы работать. Но мы не подходим друг другу, и из этого вряд ли что-нибудь могло бы получиться...
Мы ищем людей, у которых есть чутье, здравый смысл и представления о дизайне, и решаем, что нам нужен именно их проект. Главная задача, которая стоит перед нами, - удержать баланс между нашим опытом и дизайнерским видением, потому что мы не ориентируемся на рынок, а сами устанавливаем тенденции. Мы можем опередить рынок на один-два шага, но если мы окажемся впереди на три - люди нас не поймут и успеха не будет.
S: Когда Вы выбираете дизайнеров для Ваших новых проектов, должны ли они иметь опыт в создании предметов для ванных?
- В каждодневной работе опыт помогает, потому что дизайнеры знают, с какими формами и технологиями имеют дело. В таких случаях реже возникают идеи, которые трудно осуществить. Но, с другой стороны, задача дизайнеров, на мой взгляд, в том и состоит, чтобы стараться раздвинуть границы невозможного.
Если они видят, что что-то интересно, но нереально, то все же пытаются этого достигнуть.
S: Как часто появляется что-то принципиально новое в области технологий?
- Настоящих изобретений не так много. К примеру, в керамике инноваций не было последние 50 лет, и только сейчас появились нанотехнологии и способы грязеотталкивания... В целом скорее раз в десятилетие, чем каждый год.
S: А вообще, что важнее, дизайн или технология?
- Движение идет с обеих сторон. Дизайн создает проблемы - вы ищете решение и получаете новые технологии. И наоборот: в ходе фундаментальных исследований появляются новые технологии - и таким образом открываются дополнительные возможности для дизайна.
S: Ваша компания существует уже более 100 лет. Сложно ли быть традиционными и современными в одно и то же время?
- Я рассматриваю это не как проблему, а как возможность. Вы должны знать свое прошлое, чтобы понимать, что делать дальше.