Всадник и его конь

Декорации к кинофильму по роману Бориса Савинкова "Конь бледный": Москва начала ХХ века - невысокие дома, церкви, дворцы, рестораны, мощеные улицы...

Дата публикации 14.04.2004

Репортажная съёмка: Юрий Смирнов

Материалы подготовил: Павел Портнов

Фото: Карен Манько, Олег Парфенов

Текст: Юлия Сахарова

Журнал: N2 (80) 2004

Карен Шахназаров снимает кинофильм по автобиографическому роману знаменитого русского террориста, эсера, писателя Бориса Савинкова "Конь бледный". Таким же было и рабочее название картины. Недавно его решили изменить на "Всадник по имени Смерть" Жорж-Савинков (его играет Андрей Панин) и другие герои живут в подчеркнуто реалистических декорациях. Художник-постановщик Людмила Кусакова удивительно достоверно изобразила Москву начала ХХ века: невысокие дома, церкви, дворцы, рестораны, мощеные улицы... На территории "Мосфильма" было выстроено 3000 кв. м декораций. Как рассказал журналу Salon режиссер фильма Карен Шахназаров, за три с половиной месяца рабочие соорудили более 40 домов. В том числе и практически настоящие - деревянные, с облицованными гипсом фасадами, подходящие как для экстерьерной, так и для интерьерной съемки. Возвели даже стену Большого театра (!). Часть материала отсняли в павильоне, использовав в качестве конструктивной основы обыкновенные фондусные щиты. Что же касается построенных домов, несколько из них, возможно, позднее используют в другом фильме. (Оказывается, кинозвездами бывают не только актеры, но и декорации.) Это и понятно: домики старой Москвы в этой картине исполнены художником с большим чувством. И хотя в название вынесено слово "смерть", а в кинофильме будут взрывы с печальным исходом, масштабные конструкции, интерьеры и детали декораций повествуют о другом. О неторопливой, полной счастливых событий и приятных мелочей жизни. В этом нас убеждают венские стулья и хрустящие скатерти, щедрая иллюминация и аппетитная еда, учтивые мужчины и красивые женщины. Визуальный ряд подкрепляется ассоциативным: крепкий рубль, высокий валовый доход и другое, что мы связываем с понятием "Россия до 1913 года". Но - явился "конь бледный... и ад следовал за ним". Эти слова из Откровения Иоанна Богослова спустя век после того, как их процитировал в своем дневнике террорист Жорж, перестали быть только неясным пророчеством... Итак, "отмотаем пленку назад" и вернемся в старую Россию, чем-то похожую на потерянный рай.