Все, что душе угодно
квартира общей площадью 85 м2 Алексей Розенберг
"Наша жизнь - это то,
что мы о ней думаем"
Марк Аврелий
Общеизвестно, что от эмоционального напряжения устаешь гораздо больше, чем от физического. А если верить американскому психологу Дейлу Карнеги, то одна из главных причин усталости человека - скука. Найдя занятие "для души", мы и не подозреваем, что получили настоящее лекарство. Оно настраивает нас на положительный лад, спасает от скуки, не дает уставать. Ассортимент "целебных" пристрастий человечества невероятно разнообразен. И все же первое место уверенно удерживает любовь к искусству
Одним ближе кино, другим - литература, третьим - живопись или музыка. Способности, наклонности, симпатии каждого сугубо индивидуальны. Тот вид искусства, который человеку ближе "по духу", оказывается и более понятным.
А чем обширнее круг интересов человека, тем насыщеннее, духовно богаче и гармоничнее его жизнь и, конечно же, он сам.
"Поселить" у себя в доме "частицу прекрасного" может каждый. Именно так поступает неуклонно растущая армия коллекционеров. Увлечение овладевает сначала душой, потом свободным временем, а затем... жилплощадью. Однако возможен и другой путь: окружить себя не предметами, а созвучной тебе атмосферой. Иными словами, жить в доме, где есть все, что твоей душе угодно.
Душе владельца этой квартиры было угодно обитать в по-настоящему релаксационном пространстве, подходящем как для комфортного быта, так и для библиотеки, кинотеатра, музыкального салона, фотостудии и проекционной для просмотра слайдов. Свои пожелания хозяин-заказчик сообщил архитектору Алексею Розенбергу. Студийная концепция интерьера стала очевидной, поскольку выделить под каждое увлечение отдельную комнату, имея всего 85 квадратных метров, просто невозможно.
При этом квартира для одного на самом деле предполагала грамотное размещение сразу пятерых: человека и его пристрастий - музыки, кино, фото и литературы. Появление шестого члена семьи - архитектуры - должно было собрать всех под одной крышей.
Архитектура в данном случае "не претендовала" на доминирующую роль в интерьере, оставаясь лишь "рамой" для других видов искусства. Поэтому "формы бытования" других искусств во многом определили архитектурные формы. "Через архитектуру" должны были восприниматься музыка и изображение. Иными словами, архитектура создавала пространственные условия для многообразных форм человеческой жизнедеятельности, соответствуя материальным и - главное - духовным потребностям хозяина квартиры.
С другой стороны, неверно думать, что архитектура Алексея Розенберга могла довольствоваться лишь благородным самопожертвованием. Будучи такой же творческой единицей, как и другие виды искусства, она обладает значительной художественной ценностью.
При этом не стоит забывать, что разные искусства не только по-разному рассказывают об одном и том же, но и рассказывают о нем разное. А о чем способен поведать этот интерьер?
Отличительной чертой предыдущих работ архитектора была внешняя простота. Новый реализованный проект не противоречит общему направлению творчества Алексея Розенберга. Пространство всей квартиры-студии решено по принципу своеобразной городской застройки. Из отдельных фрагментов складывается миниатюрная модель "микрорайона".
Перемещаясь по квартире, можно выбрать один из нескольких маршрутов: или прогуляться по официальной пешеходной дорожке, или пуститься напрямки и перебраться через мостик, или, поднявшись по ступенькам, устремиться в обход, или пройти проем насквозь.
Из прихожей видна лишь "главная аллея" - коридор, который разграничивает жилую и спальную зоны. Завершается он книжными стеллажами библиотеки. Стены коридора оформлены в определенном ритме: деревянные панели сменяются цветной полосой отделки, после нее идет прямоугольная зеркальная вставка. Удаленное от входной двери зеркало, в зависимости от местонахождения наблюдателя, дает отражение разных помещений. Например, "увеличивает" пространство библиотеки или "копирует" проем, ведущий в гостиную.
Сам проход в гостиную находится как раз против зеркала. Он не очень широк, с мостиком и сквозным окошком, и имеет параллельного "собрата-дублера", ведущего в общественную часть квартиры. В этом маленьком коридорчике устроена кухня.
Такое расположение совершенно не акцентирует на ней внимание, делая проходным даже не помещением, а фрагментом интерьера. Возвращаясь к образу "городской застройки", кухню можно сравнить с небольшим отдельно стоящим особняком. Он открыт со всех сторон, но постоянно пропадает за высокими домами. На него можно случайно наткнуться - или пройти мимо, не заметив.
Гостиная - это "центр микрорайона". И, как положено центру, - самое насыщенное место дома. Судите сами: в одно помещение сведены столовая, рабочее место, своеобразная спальня "быстрого дневного дрема", мягкий уголок для чтения, плюс импровизированный домашний кинотеатр. Но при этом явного зонального разделения в гостиной нет. Единственной "выскочкой" стала лежанка на высоком деревянном подиуме. Возвышение вроде бы смотрится громоздко для небольшого помещения, но обратная сторона конструкции дает взамен потраченных метров большие функциональные возможности.
Подняться на подиум можно по ступеням, играющим роль посадочных мест во время многолюдных просмотров фильма или слайдов. Плавный переход поверхности подиума в галерею, а затем в широкий подоконник значительно облегчает после массового просмотра столь же массовый "вылез" на крышу - для умиротворенного созерцания звезд.
Необычное "подъемное" развитие пространства воспринимается как яркий архитектурный прием, строящийся на простых элементах. И вот вам пример последовательного развития конструктивной идеи: подиум задумывался архитектором как самая видная фигура интерьера; но ее нормальное существование невозможно без поддержки другими элементами, созданными в том же ключе. Так появилась деревянная вертикаль на противоположной стороне комнаты и свободные от какого-либо дизайна столы, обеденный и журнальный. А в результате - целостность интерьера, подтверждаемая каждым отдельным его фрагментом.
Общий вид гостиной продолжает тему "городского ландшафта". "Пересеченная местность" просматривается с разных сторон, дробясь и разламываясь на отдельные кусочки изображений. Картинки словно бы нанизаны друг на друга, сохраняя при этом жесткие ограничительные рамки. А теперь уделим немного внимания деталям. Многочисленные видео- и аудиокассеты, нужные для работы книги убраны в стеллажи. Стеллажи эти не сплошь, участками распределены вдоль стен - по одному на плоскость. В одну линию выстроилась вся аппаратура, что заметно упорядочило пространство и высвободило место для рабочего уголка. В свою очередь его компактность позволила просторно разместить зону отдыха и столовую.
Суммируя сказанное о гостиной, нельзя не отметить удачную работу архитектора с малым объемом. В меру архитектурная, дизайнерская, немного декоративная, а главное - функциональная и комфортная квартира-студия приобрела свой стиль.
Именно эта "окружающая среда" отражает характер и образ жизни хозяина дома. Что важно, иначе не было бы так популярно старое французское изречение: "Стиль - это человек" (Бюффон).
Покинув общественную часть интерьера, попадаем в спальню. Преобладающая в ней декоративность выражается, прежде всего, в цвете и сугубо оформительском дизайне. Это относится к декорированию окна и к перегородке, за которой скрывается полка с выдвижными ящиками. Глубокий синий цвет сильно контрастирует со светлым деревом, выделяя три основные плоскости: кровати, перегородки и дверного проема. В остальном идет стилевое повторение характерных для всей студии элементов: изголовье кровати напоминает подиум в гостиной, а игра отражений в зеркальной вставке перегородки перекликается с подобным приемом в прихожей.
Затронув тему цвета в спальне, вернемся в общественную часть квартиры. Красноватые, немного приглушенные тона, вкрапленные в поверхности стен, подчеркивают их рельефность. Броские цветовые пятна разбивают белую гладь по тому же принципу, что архитектурные эл