Высшие пробы
Культ драгоценностей
Мир люкса охватила лихорадка - золотая, бриллиантовая, ониксовая, крокодиловая, эбеновая… Кажется, люксовые производители соревнуются, кто сделает богаче: одна компания инкрустировала LCD-панель 130 бриллиантами, другая использовала для отделки комплекта колес 26 тысяч бриллиантов, третья полностью усыпала ими мобильный телефон. В дизайне мебели и интерьера происходят не менее алхимические процессы. Фабрика BALDI выпускает ванны из малахита и из аметиста, IPE CAVALLI и TURA отделывают мебель кожей ската и акулы, а GIORGETTI использует массив железного дерева, у которого почти ювелирная ценность. Драгоценностями заинтересовались актуальные художники, что тоже неслучайно - видимо, атрибутика роскоши как-то характеризует дух времени. Например, звезда современного искусства Дэмиан Херст полностью инкрустировал бриллиантами (в том числе и изнутри) череп человека, жившего более 200 лет назад. Осознанно или нет, но этим он объединил два расхожих тезиса, что жизнь коротка, а бриллианты навсегда.
Бриллианты сегодня - это, пожалуй, главный атрибут, мерило и валюта мира роскоши. Парадокс в том, что при всем этом они стали едва ли не самыми доступными из всех драгоценных камней. До конца XIX века они на самом деле были роскошью, ведь обладать бриллиантами могли только самые богатые и влиятельные люди в мире. Тогда алмазов добывали очень мало, в XX веке их добыча выросла в разы, поэтому сейчас бриллиантов в мире достаточно много. Камнем номер один они стали благодаря правильной рекламной политике таких компаний, как DE BEERS. На протяжении последних 50 лет ни один ювелирный камень не пропагандировался так, как бриллианты, они стали лучшими друзьями девушек и срослись со словом "навсегда". Но чем больше появляется мелких камней, тем больше ценятся камни крупные, потому что они действительно редкость. То же можно сказать про любой материал - название может быть одним и тем же, громким, а ценность может быть разная - в зависимости от качества. Есть, например, полудрагоценный аметист, из которого делают ванны (очень дорогие, конечно), а есть аметист, который обладает ювелирными качествами и ценится наравне с сапфиром. Шкурка соболя может стоить 400 евро, а может в несколько раз дороже - все зависит от качества меха, подпушки и множества других нюансов. Дерево под одним и тем же названием также может обладать разной ценностью - это зависит от местности произрастания, климата, количества сучков и множества других параметров. Настоящей роскошью становятся материалы, которых на планете осталось действительно мало либо их добыча затруднена. Например, рубин в последние годы подорожал и стал цениться еще больше. Главные его месторождения находятся в Бирме, а добыча в этой стране сейчас сильно осложнена гражданской войной. Эбеновое дерево не так давно включили в Красную книгу, и его вырубка до предела лимитирована, поэтому черное дерево становится все большей роскошью.
В золоте словно бы сконцентрирована и сжата солнечная энергия, в которой, судя по актуальным тенденциям, мы нуждаемся все больше. Дизайнеров, словно царя Мидаса в свое время, неудержимо тянет золотить мебель, как в новой коллекции у BESANA и всегда у COLOMBOSTILE, или украшать люстры чистым золотом, как сделала в этом году фабрика PATAVIUMART. А у производителя плитки PETRA ANTIQUE есть коллекция Lacche - это мраморная мозаика, покрытая 24-каратным золотом. Позолота нанесена неровно, как патина, и сквозь блеск металла проглядывает благородный камень. Но обильное использование золота и платины тоже говорит о том, что эти металлы становятся более доступными. Зато набирают ценность их "коллеги" по таблице Менделеева, титан например. Буквально несколько лет назад появились новые технологии работы с этим капризным металлом, в частности возможность крепить на нем камни. Легкий, пластичный и потрясающе прочный титан позволяет создавать особенные украшения - воздушные, сверхтонкие и большого размера, что невозможно с тяжелыми золотом и платиной.
У ценных материалов - почти у всех - потрясающие декоративные данные. Каждый кусок мрамора или оникса уникален независимо от цены, в самой его поверхности запечатлены древние геологические процессы. У каждого камня есть индивидуальные свойства, которые можно использовать в интерьере. Оникс полупрозрачный, из него делают тонкие простенки с подсветкой, чтобы подчеркнуть рисунок и цвет камня. Жадеит, красивый и всегда холодный камень, модно использовать в отделке саун. Кстати, жадеит - яркий пример того, насколько по-разному воспринимается один и тот же материал в разных культурах. Для нас это просто дорогой облицовочный камень, а в Китае он ценится наравне с бриллиантами - колье из него считается верхом роскоши. Парадоксальная роскошь - когда над объектами из камня работают актуальные дизайнеры, используя многовековой материал на потребу современной эстетике. Те же самые кухни от фабрики MINOTTI, которые делаются из лабрадорита, например. Тут энергия удвоенная, природная и технологическая одновременно.
Чем более уникальны история происхождения и условия добычи материала, тем выше его ценность, тем больше его обаяние, которое чувствуется на ощупь и видно на глаз. Показательна история с австралийским деревом каури, которое тысячи лет томилось в болотах Новой Зеландии и не сгнило благодаря особой микрофлоре этих болот. Фабрика RIVA 1920 выпустила коллекционные столы со столешницами из этой реликтовой древесины - несмотря на суровый внешний вид, это действительно предметы роскоши. Не меньшая роскошь - антикварный паркет, который выпускает компания EBONY AND CO. Можно сделать паркет из дерева, которого на планете уже не осталось, из североамериканского каштана например. Специалисты компании разыскивают доски для такого паркета в старинных заброшенных зданиях и потом восстанавливают древесину, по сути дают ей вторую жизнь. И древесина эта уникальна, потому что за 100-200 лет она прошла множество циклов усыхания, буквально впитала в себя дух времени.
Как ни странно, индустрия роскоши со своими сокровищами оказывается сегодня в одних рядах с антиглобалистами, пикетирующими саммиты "Большой восьмерки". И даже с большей эффективностью противостоит глобализации. Потому что обычные вещи в наши дни делаются из материалов без определенного места происхождения, которые могут быть произведены где угодно, у которых нет прописки. Другое дело - материалы редкие и ценные. Они всегда обладают конкретным адресом и местом рождения - их можно добыть в какой-то строго определенной точке земного шара и нигде больше. Красный мрамор - из-под Вероны, а белый - из Каррары. Золото и алмазы - из Южной Африки. Железное дерево - из определенных местностей Азербайджана, каури - только из Новой Зеландии. Это такие гении места, которых можно привезти за тридевять земель, но они все равно будут хранить дух своего места рождения. Ценные и редкие материалы в наши дни помогают сохранить старый добрый мир, каким он был до сверхскоростей и всемогущих технологий - настоящий такой.
Елена Ярмак, дизайнер моды: Мой любимый материал - мех соболя. Его достоинства невозможно описать, их можно только почувствовать. Я знаю людей, которые буквально влюбляются в этот мех, начинают