Взлетная площадка

двухуровневая квартира (220 м2) в Санкт-Петербурге Кирилл Гусев

Дата публикации 08.09.2004

Фото: Петр Лебедев

Стилист: Владимир Никифоров

Текст: Евгения Тихонова

Автор проекта: Кирилл Гусев

Журнал: N7 (85) 2004

В этой квартире пространство ориентировано по вертикали. Здесь много света и воздуха. Окна выглядят почти невещественной преградой между внутренним пространством дома и небом. В солнечные дни кажется, что лестница парит в столбе света и поднимается к облакам вопреки законам гравитации Прозаическая функция лестницы - объединять два уровня - ощущается как второстепенная. Главное - функция художественная. В этой квартире, похоже, важным фактором становится не столько что сделано, сколько как сделано. Готовность хозяина поступиться полезной площадью второго этажа (где расположены приватные помещения) в пользу целостного архитектурного решения тому подтверждение. "Заказчик предоставил мне полную свободу действий, - размышляет автор проекта Кирилл Гусев, - может быть, потому, что к тому времени у него уже были квартира и загородный дом. Оформлены они были в классическом стиле. И ему захотелось чего-то более авангардного. Я предложил сделать стены и кровлю почти нематериальными, устроить подобие атриума в гостиной. Так появились мансардные окна, овальный проем и прорези в бетоне перекрытия между первым и вторым уровнями. Эркер, предусмотренный проектом дома, удачно вписался в общую концепцию". Это пространство состоялось благодаря счастливому обстоятельству: заказчик имел непосредственное отношение к строительству дома. Поэтому архитектор получил возможность вмешаться в проект на этапе строительства, сделать "дырки" в межэтажном бетонном перекрытии, стенах и крыше, чтобы впустить свет. Однако первоначальная идея наполнить пространство светом и воздухом повлекла за собой другую: дать ему новое направление. "Пространство теперь развивается и в третьем измерении, устремляется в высоту, - констатирует архитектор. - Я усилил ощущение движения вверх, связав уровни с помощью лестницы, поднимающейся эффектной спиралью. Мебель я подобрал яркую, острохарактерную, подходящую к специфической пластике пространства. Использовал в интерьере контрастные цвета (белый, черный, бордовый), сочетал материалы с контрастными фактурами вроде полированного мрамора и дикого камня. Устроил прямо в атриуме висячий зимний сад. Надо же было уравновесить столь нематериальные предметы, как воздух и свет, более осязаемыми вещами". Кирилл Гусев: "Мне повезло: мой заказчик был готов на любые эксперименты с пространством и даже согласился с моим предложением вырезать овал в бетонном перекрытии между уровнями квартиры. И оказался прав! Архитектурное "вычитание" пошло на пользу этому пространству, теперь оно не испытывает недостатка ни в свете, ни в воздухе".