Япония: опусы маргиналов
Проходящие одновременно выставки Tokyo Designers Week и Tokyo Designers Block: демонстрация блестящих идей, воплощенных в диковинных формах
Несмотря на закрытость островной культуры, японские дизайнеры впитали и авангардный опыт международных дизайнерских движений (школы "Баухаус", венских дизайнеров, радикальных итальянских объединений Alchimia и Memphis) и при этом сохранили преемственность национальной культуры (Keiji Studios).
Дизайнеры занимают "пограничную" территорию в японском обществе, поэтому способны непредвзято увидеть и проанализировать в своем творчестве разные социальные ситуации, которые, с обывательской точки зрения, кажутся неправдоподобными, иллюзорными, скандальными.
Профи, участвовавшие в экспозиции Experimental Furniture (Tokyo Designers Week), выступают как экспериментаторы, свободные от каких бы то ни было ограничений.
Их предметы - вызов настоящему и эксперимент, основанный на прогнозировании будущего, альтернативный взгляд на общество, в котором дизайнера считают лишь производителем предметов.
Дизайнеры полностью отказываются от стандартных форм, неординарным образом объединяют разные плоскости (например, стул Rondo Кенжи Оки). Не сразу угадаешь, что "замаскированный" предмет The Scene of Time Сетсуо Китаока - зеркало, а Kintoun Тошаки Морита - табурет. Наравне с рафинированными материалами (сиденье Drop, дизайн Asuko Ueki +Apartment) японцы любят использовать и маргинальные - шины от большого колеса автомобиля (кресло-качалка Rock'n'Roll Хиротоши Савада) и солому (кресло Гуэна Берто-Судзуки). А известный на весь мир Тошиюки Кита объединил ножки древнего станка для изготовления японской бумаги и широкий плоский сосуд индейцев из Мексики: из древних как мир деталей получился авангардный дизайнерский столик Timeless. Среди многофункциональных предметов-"хамелеонов" выделялась скамейка-пазл Jig Saw (дизайн Митсуру Ташикава).
Из множества модулей можно сконструировать бесконечно широкое сиденье, кровать, сцену и т.д.
На экспозиции The Way We Sit было представлено 300 стульев, придуманных студентами из 27 школ искусств и университетов Японии. Поскольку стулья в традиционной японской культуре отсутствуют, студентам предложили спроектировать такие модели, которые могли бы соответствовать новому японскому образу жизни. Получились хитроумные современные изобретения, в которых тем не менее отражены архетипы сознания. Они по образу и подобию напоминают о богатейшей древней культуре Японии. Paper Stool Мурата Хидеки сделан в виде цветка с бесчисленными лепестками. У табурета Pe-pa дизайнера Маки Икетани - множество бумажных страниц, на которых при желании можно писать тайные записки.
Вполне европейский стул Flat-6 Сахара Кен спроектирован в духе студии Memphis, а сиденье '70 Сотояма Шо представляет собой непонятный объект из толстой проволоки.
Одна из самых изящных вещей - табурет Tumugi Микки Йошикадзу. Три ножки образуют сиденье в виде экзотического трилистника.
Итак, дизайн в Японии - на маргинальной территории, на краю света - вовсе не маргинальный, а сфера неистощимого творчества, влияющего на развитие дизайна во всем мире.