Законы гуманизма
квартира (150 м2) в Москве
Архитектор Жанна Кочурова рассказала о том, как модный эклектичный интерьер появляется из естественного и законного желания объять необъятное.
- Заказчики этого проекта - люди активного, динамичного образа жизни, очень современные, искушенные в дизайне интерьеров. Я как архитектор люблю классические интерьеры, но здесь я чувствовала, что людям со столь динамичным образом жизни нужна эклектика, сочетание разных стилей. Мне кажется, что это насущная тенденция: сейчас большинство заказчиков интерьеров затрудняются при выборе какого-либо одного стиля, будь то классика, минимализм или постмодернистская роскошь. Дело тут не только в стилях как таковых, но и в естественном желании сохранить лучшие черты старого быта. Люди тянутся к слоникам на комодах, к бабушкиным коврам и комодам, но при этом понимают, что интерьер должен быть лаконичным, с воздухом, а это уже сфера минимализма. Тут выручает именно эклектика, в рамках которой можно все совместить, - она позволяет сохранить традицию патриархальности, но без потерь в актуальности и функциональности.
SALON: Существуют ли какие-то правила, каноны эклектичного интерьера?
- Сейчас сложный период для архитектуры и дизайна - переходный, ведь ничего принципиально нового, свойственного именно XXI веку пока не появилось, и люди находят себя в смешении стилей прошлого. Любая эклектика - это доверие автору. При сочетании несочетаемого интерьер подчиняется только авторскому вкусу, классические законы тут не работают. Законов эклектики не существует, человек создает их внутри себя, они не всегда объяснимы даже для него самого. Интерьер готов только тогда, когда постелен последний ковер, повешена последняя картина, поставлена последняя точка или многоточие. Только тогда можно судить - получилось или нет. Но когда интерьер делает один человек - это всегда спорно, да и вообще эклектика по определению спорная вещь. Тут во всем чувствуется личность автора, воплощенная в этом миксе. Спросите любого современного архитектора, как он работает, - наверняка он руководствуется не какими-то умозрительными законами, а в основном вкусом и интуицией.
S: Что и с чем Вы смешивали при работе над этим интерьером?
- Я взяла крайние проявления главных современных стилей: минимализм с характерным для него обнажением конструкций, классическую ордерную систему, а также постмодернистские приемы, актуальные сейчас. Например, в общественной зоне стену сделали целиком из мрамора. Колонна появилась в гостиной потому, что нужно было конструктивно завершить ту часть помещения, в которой позже устроили зимний сад. Использовать современные архитектурные средства мне не хотелось, потому что тут сама собой напрашивалась стоечно-балочная система, и я решила придать традиционность, мягкость интерьеру.
В этом пространстве сложилось равновесие стилей, при котором ни один из них не подавляет другой. С ионической колонной соседствует отлитая бетонная полка - она разделяет гостиную и зимний сад. Эклектичность подчеркивается ультрасовременными деталями, например технологичного вида галогеновыми светильниками. И здесь же использованы очень уютные патриархальные детали - шелковый ковер, коллекция антикварных чайников. Кажется, что этот интерьер существует уже давно, и эклектика имеет естественное происхождение - словно бы старая постройка обросла новыми предметами, как это часто бывает у итальянцев, которые замечательно умеют в классический фон инсталлировать все атрибуты современности.
Жанна Кочурова: "Эклектика для меня - очень человечная эстетика, позволяющая совместить семейственность, традиционность с требованиями современности и функциональности".
Мнение заказчика "В этой квартире мы живем практически уже год. У нас это не первая квартира и не первая работа с архитектором Жанной Кочуровой. С момента въезда в уже готовую квартиру по сегодняшний день в нашем восприятии этого интерьера ничего принципиально не изменилось. Прошел год, но нам ничего не хочется менять здесь, так все удачно сложилось. К тому же при создании интерьера мы не были пассивными - мы им жили, вникали во все, советовались с Жанной. И получилось все не только стильно, но и просто по-человечески уютно. Все тона подобраны так, что от квартиры не устаешь, в ней хочется находиться постоянно, и даже жалко, что не получается проводить в ней много времени. Мы в основном на работе пропадаем, но когда приходим вечером домой, то вся тяжесть, усталость и правда проходят, все остается за дверью. Думаю, это связано и с удачной планировкой интерьера, и с подбором тонов, цветов, их правильным сочетанием. Гости в первую очередь обращают внимание на мраморную стену, все кричат: хочу такую же. Всем нравятся и колонна, и конструкции из бетона".