Замок доблестного рыцаря Айвенго

четырехуровневый загородный дом общей площадью 600 м2 Александр Дрягин Дом в образе "Рыцарского замка", стилистически оформленный архитектором Александром Дрягиным

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Леонид Носович, Евгений Матвеев, Эдуард Алесин

Текст: Ксения Аксельрод

Автор проекта: Александр Дрягин
Дмитрий Шмелев
Дмитрий Иванов

Журнал: N10 (44) 2000

"Что нам стоит дом построить", - пелось в детской песенке. Сегодня с тем же успехом можно провозгласить "что нам стоит дом реконструировать". Конечно, некоторых усилий и затрат это требует. Зато у вас будет такой дом, какой только душа пожелает. Миниатюрный или монументальный, экстравагантный или консервативный. Что касается стиля, то разброс возможен, цитируя А. С. Пушкина, "от Ромула до наших дней". Тургеневские барышни получат вход с колоннами и романтические спальни, а ностальгирующим любителям Средневековья будут предложены каменные стены и мрачные коридоры Загородный дом был уже полностью построен. Отделочные работы практически подходили к концу, оставалось лишь поставить двери, покрасить стены и наклеить обои. "Получив заказ на создание интерьера, - рассказывает руководитель строительства Дмитрий Шмелев, - мы оказались в распространенной, но довольно непростой ситуации. Хозяин хотел, чтобы работы были выполнены с минимальными затратами и в минимальные сроки". Такие требования оставляли ограниченные возможности для перепланировки, предполагая, в основном, использование декоративных средств. "Когда вместе с приглашенным для этой работы архитектором Александром Дрягиным мы приехали на объект, перед нами предстало довольно безликое сооружение". "Внутри этого дома испытываешь такие же чувства, как в большой неуютной городской квартире. Это ощущение усугублялось его огромными размерами, - вспоминает архитектор Александр Дрягин. - Нам предстояло стилистически обустроить это пространство, сделать его гармоничным, комфортабельным". С самого начала было очевидно, что никаких конкретных стилистических пристрастий у заказчика нет. Огромный трехэтажный дом общей площадью 600 м2 с лаконичной планировкой, узким поперечным коридором и угловой башней, навевал средневековые мотивы. Его владелец - человек спокойный, деловой, уверенный в себе. "К тому же, обладая довольно высоким ростом, хозяин выглядел очень значительно. Поэтому образ феодала, воина, средневекового героя - буквально первым приходил в голову". Уже при первой встрече хозяин четко определил назначение дома, - это должен быть не семейный особняк, не "Родовое гнездо", а место для организации праздников и приема гостей. "Приехала веселая компания, отшумела, отгуляла, и проведя выходные за городом, разъехалась". Таким образом, внутреннее зонирование должно было соответствовать этим целям, но с учетом первоначальной планировки дома, так как серьезной реконструкции не предполагалось. "Мы практически ничего не изменили, - рассказывает Александр Дрягин. - Сделали более собранным, лаконичным пространство лестницы, пронизывающей дом от цокольного до мансардного этажа. Это своего рода вертикальная ось. Что до остальных помещений, то мы занимались отделкой и декорированием в старых стенах". В результате общественные и интимные зоны расположились поэтажно. Выбранная стилистика требовала определенных декоративных решений. "Обстановка в комнатах должна была быть строгой, даже аскетичной. Это сказалось и на выборе отделочных материалов, и на декоративных элементах и аксессуарах". В противовес парадным и жилым комнатам, все бытовые зоны в доме - ванные комнаты, санузлы, сауна - выполнены в современном, если можно так выразиться, универсальном стиле. Таковы были требования заказчика. Оформление бассейна стало своего рода компромиссом. "Место и форму самой чаши определили еще при постройке дома. К тому же в цокольном этаже довольно низкие потолки. Поэтому от первоначальной идеи создать таинственную пещеру или темный каменный грот пришлось отказаться. Вместо этого появился натяжной потолок небесного цвета с изображенной на нем картой звездного неба". Архитектор подробно изучил звездные атласы и выполнил соответствующий эскиз. В интерьере использовано множество элементов авторской работы. Кованые ограждения лестниц, люстры, бра и даже декоративные петли на дверях выполнены по индивидуальным эскизам. Для создания драпировок и балдахинов был приглашен художник по тканям. Изначально также предполагалось заказать и мебель, но хозяин предпочел купить ее сам. Александр Дрягин отреагировал на это так: "Мы "одели" стены дома как рыцарь надевает доспехи. А неожиданные элементы интерьера, мебель, например, - всего лишь трофеи, привезенные хозяином из крестовых походов". "Теперь, по прошествии некоторого времени, можно с уверенностью сказать, что несмотря на "стихийность" создания этого интерьера, на определенную эклектичность результата, цель достигнута, - говорит архитектор. - Это была скорее дизайнерская, нежели архитектурная работа. Поэтому она представляет собой, если угодно, подобие декораций в съемочном павильоне киностудии. Создав интерьер рыцарского замка внутри дома, снаружи мы его нисколько не изменили. Внешне особняк не сильно отличается от подобных, выстроенных в Подмосковье. Такое решение было принято с умыслом, ведь жизнь этого дома - не более чем романтический оазис. А если бы все делалось по настоящему? - Возможно, стало бы скучно". Что ж, работы закончены, участники удовлетворены результатом. Архитектор создал и воплотил стилистически цельный образ, подрядчик завершил колоссальную и сложную работу, а владелец с уверенностью может назвать новый дом своей крепостью, благо так оно и есть на самом деле.