Замок в Подмосковье
частный дом общей площадью 1500 м2 Надежда Чернигова
Этот приветливый дом с изящным рисунком крыши, легкими арками и ажурными решетками напоминает замок, который вы видели где-то в долине, скажем, Луары. "Мне удалось воплотить мечту заказчиков об идеальном доме", - говорит Надежда Чернигова
Надежда Чернигова создала архитектурный проект и целиком декорировала дом. Великолепные резные порталы, мозаика, росписи, витражи и многое другое включая гобелены и живописные полотна, драпировки и покрывала, подсвечники и вазы - все это, вплоть до мельчайших деталей, сделано по авторским чертежам либо подобрано таким образом, что каждый фрагмент участвует в создании сложного, несколько эклектичного, но все же очень гармоничного интерьера. И пространственные решения здесь тесно переплетаются с декоративными.
Вообще организация пространства такова, что аллюзии на разные исторические стили перестают быть чисто декоративным приемом. Они участвуют в обособлении функциональных зон, дополняют и усиливают традиционное поэтажное зонирование.
На первом этаже располагается бассейн в условно-древнеримском стиле с солнечными мозаиками и яркими росписями. Здесь же - холл, гостиная, столовая в не менее условном стиле рыцарского замка. На втором этаже - спальная комната хозяев и ванная в жизнерадостных золотистых тонах - в стиле ампир. На этом же этаже находится и малая гостиная.
В двусветном пространстве, на галерее второго этажа устроена библиотека с декоративными намеками на вальяжный ар деко (темное дерево, стеклянный столик, настольные лампы в виде ананаса - один из любимых ар деко экзотических мотивов). Гостевые комнаты на третьем этаже оформлены в спокойном буржуазном стиле нынешнего века. И здесь же - кинотеатр и бильярдная комната, украшенная крылатыми фигурками эльфов (кованый металл, витражи), напоминающими об эпохе модерна. Получилось нечто вроде спирали времени, словно взбирающейся по этажам. То, что "ардекошная" библиотека и комнаты третьего этажа нарушают заданный движением снизу вверх временной вектор - от античности к современности, - совсем не выглядит исключением из правил. Наоборот, это намеренная игра декоратора, своего рода демонстрация принципа остранения. Это взгляд современного человека на свою историю, допускающий свободный, постмодернистский по сути, подход.
"Я дозировала аллюзии, разбавляя их. Так, например, я поставила в "готической" гостиной современный диван, чиппендейловские кресла, светильник в стиле раннего барокко, - рассказывает Надежда Чернигова. - Стены обтянула светлым шелком с цветочным узором. С обстановкой реального рыцарского замка из романов Вальтера Скотта здесь мало общего. Но согласитесь: стены, сплошь завешанные гобеленами, лавки и сундуки в качестве предметов мебели - такая трактовка рыцарской эпохи была бы слишком прямолинейной и более походила бы на театральные декорации. Что в жилом интерьере, конечно, неуместно. Жить в пространстве с ярко выраженной игровой функцией сложно. Другое дело - клуб или ресторан: пришел, получил порцию театрального декора и ушел домой - отдыхать". Но, по мнению автора, легкая театральность, драматургия пространства в доме все-таки нужна. Только пользоваться ею надо осторожно, взвешенно соотнося разные эпохи и стили.
Надежда Чернигова:
"Идея не должна ничего диктовать, она скорее указывает путь. В умении сохранять целостность и сочетать контрасты и состоит мастерство архитектора, дизайнера. Так считают мои заказчики, хозяева дома, который я сделала для них в Подмосковье. И я с ними целиком согласна".