Застолье
Обеденные группы сегодня используются не только для обеда, они - полноправный элемент дизайна интерьера, а в наиболее авангардных вариантах даже артобъекты.
У русского человека появился еще один повод гордиться собой: традиционная любовь к застольям становится мировым достоянием. Последняя европейская тенденция - накрывать на стол даже не три раза в день, а вообще по любому поводу. Прием гостей приобретает все более неформальный характер, и даже на официальных торжествах присутствующие остаются после обеда за столом - ситуация, которую раньше просто нельзя было представить. Естественно, антураж - мебель, посуда и аксессуары - играют здесь далеко не последнюю роль. Главное - сделать правильный выбор, чтобы атмосфера получилась comme il faut
Традиция общения за столом - давняя и устойчивая. Достаточно давняя, чтобы не вызывать дискуссий о собственной необходимости, и достаточно устойчивая, чтобы требовать по-хорошему консервативного антуража.
Но все-таки неизменные по сути стол и стулья меняются по форме. И как ни странно, прежде всего это касается функциональной стороны вопроса: обеденные группы сегодня используются не только для обеда (в соответствии со своим холодно-формальным названием), - они являются полноправным элементом дизайна интерьера, а в наиболее авангардных вариантах даже превратились в артобъекты. Неудивительно, что одной из главных тенденций в дизайне столовых групп стала гигантомания. Увлечение большими "пустыми" пространствами послужило стимулом к появлению огромного стола со стульями, за которым легко может разместиться футбольная команда (плюс соперники). Кстати, российский менталитет питает особую слабость к большому масштабу: как правило, шести стульев оказывается недостаточно, приобретают десять-двенадцать. К счастью, ведущие производители предлагают подобные варианты: например, стол Dumbo компании PROMEMORIA может быть трехметровой длины, и это не предел.
"Размер имеет значение" и для немецких компаний DRAENERT и SCHULTE DESIGN: столы в формате XXL - наглядный пример недавно проявившейся тенденции в дизайне обеденных столов, которую сами производители называют "возвращением к брутальным формам монастырских трапезных столов эпохи Ренессанса и Реформации". Звучит мрачновато, но выглядит впечатляюще, особенно для людей с развитым ассоциативным мышлением.
Впрочем, супердлинным стол может быть только в разложенном состоянии, - трансформируемость стала вторым важным критерием при выборе мебели для столовых. И если раньше считалось, что трансформеры - это удачное решение для малогабаритных квартир, то теперь они используются и в больших интерьерах, просто потому, что это удобно.
Те или иные возможности трансформации предлагают практически все компании, в том числе немецкие TONON, RONALD SCHMITT, COR или французская LIGNE ROSET, - у тех, кто не знает, как собирается Lego, есть реальный шанс это выяснить. Дизайнеры утверждают, что сегодня даже привезенная из ресторана fast-food-еда должна подаваться на красивых тарелках и в соответствующем антураже, так что мобильность, которой обладают столы-трансформеры, окажется в подобном случае как нельзя кстати.
Третий аспект современного дизайна столовых групп - поиск новых материалов, новых прежде всего по прочности. Помимо долго державшихся в лидерах дерева и стекла, появились камень и различные виды пластика. Know-how компании DRAENERT - изготовление столешниц из монолитных пластин гранита, каждая из которых имеет неповторимый природный цвет и рисунок, так что все столы DRAENERT - штучные.
Очевидно, что такая столешница сама по себе может быть произведением искусства, и к ней необходимо подбирать соответствующую посуду и сервировку. Но результат явно стоит затраченных усилий. В новой коллекции GIORGETTI поверхность стола выполнена из синтетического материала Plexicor, отличающегося повышенной износостойкостью - для обеденного стола фактор не последней важности. RONALD SCHMITT предлагает столешницы, покрытые структурным лаком с алюминиевыми вставками - особый тип покрытия, разработанный компанией.
Впрочем, несмотря на все инновации, приоритетным материалом по-прежнему остается дерево. Эксперименты со способами его обработки и отделки позволили итальянской компании PROMEMORIA создать коллекцию столов из дуба, в поверхность которых вручную втираются медь, золото или серебро. Дуб в качестве материала выбран неслучайно: именно благодаря своеобразной фактуре этого дерева проявляется "металлический" рисунок.
Ценятся редкие, экзотические породы дерева - например, черная американская вишня, из массива которой выполнен стол Artus компании SCHULTE DESIGN. Впрочем, старинные технологии обработки дерева не менее актуальны: ручная резьба и столешница из венецианского зеркала, использованная при создании стола FRANCESCO MOLON, совершенно по-новому воспринимаются в контексте направления "новый гламур". Действительно, трудно придумать нечто более гламурное, чем реплики старинных образцов мебели. Надо признать, что для продолжительного застолья едва ли не самым важным фактором оказывается комфортабельность стульев. Стулья и кресла сегодня стремятся быть прежде всего эргономичными, даже если они выполнены исключительно из дерева. Эту проблему успешно решают именитые дизайнеры - например, Питер Мали, создавший обеденную группу для компании TONON, в которой деревянные стулья и кресла имеют анатомические сиденья и спинки. Естественно, дизайн и качество отделки тоже очень важны: так, компании PROMEMORIA, WALTER KNOLL и COR предлагают стулья, обтянутые кожей высочайшего качества.
Иными словами, производители позаботились о том, чтобы участники трапезы не вставали из-за стола как можно дольше. Популярный сегодня в кулинарии fusion в равной мере популярен в дизайне столовых групп. Смешивать можно все, что угодно: классику - с японской традицией, а хай-тек - с мебелью vintage. Легкие стилевые "несоответствия" только придадут подобранной мебели шарм и индивидуальность. В конце концов, настоящий гурман всегда знает, comme il faut...