Здесь будет город-сад...
Посольство Швейцарии в Москве
До того как принять пост Чрезвычайного и Полномочного посла Швейцарии в России, Эрвин Хофер участвовал в дипломатической сенсации - готовил вступление суверенной Швейцарии в ООН. Деятельность господина Хофера в Москве тоже масштабна и амбициозна: он побывал с рабочими визитами в разных регионах России, от Калининграда до Байкала, и обсуждает планы переустройства своей резиденции с ведущими архитекторами современности...Господин посол, как давно Вы занимаете свой пост в Москве?
- Если быть точным, один год, один месяц и две недели. Однако я неоднократно бывал в России и раньше, начиная с конца восьмидесятых годов. Мне довелось участвовать в установлении диалога между нашими странами по вопросам взаимодействия международных организаций.
SALON: Эти визиты были как-то связаны с Вашей предыдущей дипломатической деятельностью?
- Да, я занимал должность генерального директора Департамента международных организаций в МИДе Швейцарии. Моей главной задачей была подготовка вступления нашей страны в ООН, и как вы, возможно, знаете, мы с этой задачей успешно справились. Кроме того, некоторое время я отвечал за культурные связи и за международное сотрудничество Швейцарии в области науки.
S: Насколько Ваша повседневная жизнь в Москве отличается от жизни в Берне?
- Очень сильно отличается. Москва - место, где ни один день не похож на предыдущий. Здесь никогда не бывает скучно, и это главное её преимущество по сравнению с другими городами.
Мне очень интересно и жить, и работать в России: ваша страна быстро развивается, и при этом она интегрирована во все важные международные процессы - политические, экономические, социальные. Россия огромна, это почти целый континент, и чтобы эффективно исполнять свои обязанности, необходимо выезжать за пределы столицы - встречаться с представителями региональных властей и общественных организаций, открывать страну для себя и для своих соотечественников.
S: Где Вам уже удалось побывать?
- В прошлом году я был в Петербурге и Ниж-нем Новгороде, участвовал в поездке иностранных дипломатов по сибирским городам и на Байкал, был в Башкирии, Краснодаре, Сочи. Этот год я начал с визита в самую западную точку страны - в Калининград, а в июне планирую добраться до Владивостока. Мои русские друзья в восторге. Они говорят, что сами значительно меньше путешествуют по своей стране.
S: Ваша резиденция находится в уютном старинном особняке, он намного меньше, чем большинство зданий дипломатических миссий в Москве. Это случайность или отражение идеологии суверенной нейтральной страны?
- Скорее это объясняется тем, что наше посольство в Москве одно из самых молодых - ему всего пятьдесят девять лет. Москва и Берн возобновили дипломатические отношения в сорок шестом году, гораздо позже многих. И когда нам предложили это здание, мы с удовольствием согласились здесь обосноваться. Во времена холодной войны у наших стран были стабильные, но не очень интенсивные взаимоотношения, и это помещение посольству вполне подходило. А в девяностые случился настоящий бум, нам пришлось очень быстро расширяться. Некоторые отделы были вынуждены "отселить". Сейчас уже ясно, что нужно расширять визовый отдел и канцелярию, брать новых сотрудников, увеличивать площади. Очень велик поток русских, обращающихся за швейцарской визой, и швейцарцев, которые хотят приехать в Россию. Поэтому у российского посла Д.Д. Черкашина в Берне тоже много работы.
S: С тех пор как Вы поселились в этом здании, Вы изменили здесь что-нибудь?
- Я ничего не менял в интерьере, меня полностью устраивает тёплая, уютная атмосфера этого дома. Но когда я приехал, я сразу занялся реставрацией фасада, который, как мне кажется, сейчас очень хорошо выглядит. Теперь самой важной задачей я считаю расширение операционного отдела, мы хотим построить на территории посольства ещё одно здание, которое будет вмещать все необходимые службы и при этом соответствовать стилю существующего дома.
И ещё я очень хочу восстановить сад. Думаю, всё вместе займёт несколько лет. Я и не рассчитываю уложиться в срок своих полномочий, но нужно хотя бы начать этот процесс. Здание - памятник архитектуры, надо будет обсудить с городом, что здесь можно делать и что нельзя. Нужно будет пройти множество согласований, а это, как Вы, наверное, знаете, не быстро. И обязательно будет архитектурный конкурс, Марио Ботта уже сказал мне, что хочет участвовать.
S: Господин посол, Вы хотите построить в Москве новое здание и обсуждаете эти планы со звёздами архитектуры. В связи с этим интересно было бы узнать Ваше мнение о том, как застраивается московский центр, временным жителем которого Вы являетесь.
- Я знаю, что в обществе сейчас по этому поводу много дискуссий. Но справедливости ради стоит рассматривать эту ситуацию, начиная с десятых годов прошлого века. До революции город был очень красив, затем пришёл совершенно новый стиль, который часто утверждался насильственно. Звучали голоса, которые требовали полностью избавиться от культурного наследия. Всё вместе это привело к тому, что московская архитектура теперь представляет собой очень своеобразную смесь стилей, какую не найдёшь ни в каком другом городе мира. Сейчас, думаю, люди понимают, что у архитектуры может быть будущее, только если у неё есть прошлое. В последнее время многие исторические здания были восстановлены в рекордные сроки, строго регламентирован порядок использования памятников архитектуры... Москва продолжает быть мозаикой старого и нового, в этом её шарм, и главное тут - соблюсти определённое равновесие. Здесь вам не раз придётся оказаться перед сложным выбором. Это хорошо видно на примере тех споров, которые идут сейчас по поводу районов рядом с Кремлём, гостиницы "Россия".
S: Огородная слобода - один из старейших районов Москвы, Вам тут уютно?
- Очень, это замечательные места: недалеко Кремль, через дорогу Чистые пруды... Вы находитесь в самом сердце огромного города, при этом здесь достаточно зелено.
S: Вы гуляете по окрестностям?
- Я редко выезжаю за пределы центра, потому что у меня мало свободного времени, но здесь гулять я люблю. Может, мы даже встречались как-нибудь на бульваре или у пруда.