Здесь русский дух: как дизайнеры оформили загородный комплекс с узнаваемыми мотивами

Экстравагантный интерьер «Усадьбы Бушарино» в современном русском стиле завораживает сказочными мотивами и возвращает в беззаботное детство.

Дата публикации 12.10.2022

Текст: Анна Гемиш

Фото: Антон Лихтарович

Автор проекта: Мила Ставицкая
Лена Чачина

Журнал: Salon Interior 10/2022

Загородный комплекс «Усадьба Бушарино» расположен в одноимённой деревне под Звенигородом, на левом берегу реки Сетунь. Впервые это место упоминается в документах 1702 года, но ещё тысячу лет назад на этой земле жили первые славянские племена. Учитывая такой исторический контекст, владельцы усадьбы решили построить концепцию проекта на сочетании традиционного русского стиля и современного представления о комфорте.

На территории расположены ферма, банный комплекс, коттеджи из бруса и главное здание усадьбы. На первых двух этажах его спроектированы залы ресторана русской кухни и гостиничные номера, а в цоколе — зоны отдыха: бильярд, кинозал, тир и лазертаг. Дизайн-концепцию для общественных пространств и номерного фонда разработали дизайнеры студии «МилАниум» — Мила Ставицкая и Елена Чачина. Опираясь на историю этого места и идею комплекса, они обратились к авторскому русскому стилю во всём его многообразии. Интерьер получился эклектичным и многослойным. В нём прослеживается несколько мотивов, вдохновлённых народным и авторским искусством, которые гармонично дополняют друг друга.

Входная группа гостиницы — уютная и камерная. Стены и потолок выкрашены в черничный цвет, на стенах — коллекция фотографий на тему «Лучшие отели мира», чтобы гости не скучали в ожидании заселения. Стойка ресепшн выполнена из дуба и украшена лесными растениями.

Веранда ресторана — это сказочный лес с прекрасным видом на пруд усадьбы. Дизайнеры украсили её живыми растениями и мхами. Летом это пространство как будто теряет свои границы, сливается с живописным пейзажем и воспринимается с ним как единое целое. Зимой же, наоборот, ярко выделяется на фоне белого снега.

Для ресторана «Сказки Пушкина» основной темой стали фрагменты картин Ивана Билибина — знаменитого художника и иллюстратора русских былин и сказок, работавшего в узнаваемой декоративно-графической орнаментальной манере. Также авторам оказалась близка стилистика полотен Бориса Кустодиева. Им хотелось создать образ, хорошо описанный Александром Бенуа. Он говорил, что «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрятина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками…».

Ресторан «Сказки Пушкина» возрождает исконно русские традиции. Сюжеты былин и сказок встречают гостей уже в холле ресторана и создают расслабленную атмосферу, как в детстве. При входе гости видят золотую рыбку и стеклянное панно над дверями на тему знаменитой сказки. Большой круглый светильник ассоциируется с рыбацкой сетью или неводом. Обои с рисунком стилизованной чешуи были напечатаны по эскизам авторов проекта.

Главный визуальный акцент ресторана — это декоративный портал камина в виде говорящей головы из поэмы «Руслан и Людмила». Дизайнеры, вдохновлённые модернистским творчеством Ивана Билибина, оформили центральную стену росписью по мотивам его «сказочных» иллюстраций. Предметы интерьера и светильники в стилистике современного ар-деко сглаживают яркую театральность пространства.

Тот же рисунок художника напечатан на занавесе сцены, а на его фоне летят зеркальные гуси-лебеди. В зале дизайнеры поставили зонирующие стеллажи и заполнили их антикварной стеклянной посудой разных оттенков и форм, дополнительно подсветив полки.

В ресторане есть примечательная зона, украшенная репродукциями картин «Купчиха за чаем» 1918 и 1923 годов, а также кадром из фильма «Женитьба Бальзаминова», где героиня Нонны Мордюковой пьёт чай из знаменитого сервиза «Красавица» Дулёвского фарфорового завода. Такой же антикварный сервиз стоит рядом на стеллаже. Дизайнеры очень внимательно отнеслись к деталям, поэтому им удалось воссоздать на современный лад аутентичный русский купеческий быт рубежа XIX-XX веков. Наконец цокольный этаж — это Россия советского периода, атмосфера тут создана посредством киноафиш. «Советские киноафиши — это самостоятельный жанр плакатного искусства. Это всегда эксперимент с формой, контрасты, гротески, динамичный шрифт и цветовой резонанс», — комментируют идею дизайнеры.

Кинозал на цокольном этаже.

Цокольный этаж отличается по оформлению от ресторана и номеров, но всё так же отражает русский дух — только уже советского периода, навевающего ностальгию. В зоне кинотеатра потолок украшен пластинками, а стены — киноафишами: авторам проекта удалось собрать уникальную коллекцию плакатов 1930-1980-х годов

В то же время авторы проекта использовали чистую, яркую палитру, современные отделочные материалы и художественные приёмы. Стены и потолок ресторана и веранды выкрашены в серый цвет под бетон. Потолок декорирован композицией из зеркал, которые создают интересную игру света, отражений и бликов и делают пространство зрительно более лёгким и воздушным. Строгая мебель компенсирует роскошные антикварные предметы интерьера. В зале ресторана предусмотрели несколько групп света — от центральных люстр, символизирующих водопад, до современных экосветильников с деревянными шишками.

Визуальная доминанта в зоне завтрака — это резной комод с витриной цвета кобальта с впечатляющей коллекцией авторской гжели. Для воссоздания аутентичного русского быта с атмосферой достатка и уюта дизайнеры использовали предметы русских народных промыслов, дымковские игрушки, дулёвскую посуду, антикварное стекло, керамику, предметы быта: сундуки, прялки, музыкальные инструменты.

Сан­узел ресторана тоже украшен росписью по мотивам рисунков Билибина, но в насыщенной палитре, которую повторяют стены, раковины, радиатор.