Зеркальная гостиная современного денди

квартира общей площадью 99 м2 Дмитрий Величкин, Николай Голованов, Александр Егерев

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Леонид Зубарев

Автор проекта: Дмитрий Величкин
Николай Голованов
Александр Рылеев
Александр Егерев

Журнал: N2 (3) 1995

Бальная зала начала прошлого века? Салон начала нынешнего? Или все-таки - современный интерьер, владельцу которого нравится чувствовать себя в одной компании с Евгением Онегиным и Дорианом Греем? Так ли уж нужна молодому бизнесмену, ведущему светский образ жизни, большая, роскошная квартира? Днем в делах и заботах, вечером в клубе или ресторане, уикэнд лучше всего проводить на природе. Практичные японцы предпочитают довольствоваться специально разработанной квартирой-ячейкой, состоящей из спальни и душевой комнаты: пришел, переночевал и ушел. Но для сентиментального европейца дом всегда был чем-то большим, чем просто местом для ночлега. В последнее время состоятельные заказчики в своих пожеланиях все чаще делают акцент на развлекательном варианте интерьера. Зачастую - как и в нашем случае - человек, проводящий значительную часть своей жизни вне дома, хочет иметь квартиру, где можно было бы по-настоящему отдохнуть. Этим и определяется номенклатура предполагаемых помещений: просторная гостиная, спальня и два санузла. Идея квартиры, предназначенной только для отдыха, позволяет обойтись без традиционного кабинета и занимающей много места библиотеки. Этот интерьер производит на вас двоякое впечатление. С одной стороны, здесь все вроде бы говорит о том, что в вас видят респектабельного гостя, которого следует встречать всем блеском и великолепием парадных покоев. С другой стороны, не покидает ощущение, что ваше отношение к жизни меняется под воздействием обстановки. Интерьер сам создает идеальные образы хозяина и гостей - эдаких жуирующих жизнью денди эпохи fin du si'ecle. Квартира становится не утилитарным пространством, а символом определенного жизненного уклада. Современные удобства, изобилие предметов роскоши, художественные стили прошлого - все это должно формировать единый образ человека, для которого утонченные наслаждения плоти неотделимы от эстетского пиршества духа. Сегодня не часто архитекторы сталкиваются с заказчиком, который обеспечивает им практически полную свободу действий, оговорив лишь примерную смету. Предоставленная авторам свобода с логической необходимостью заставляла их внести элемент игры в свое решение; отсутствие жесткого контроля со стороны заказчика развязывало создателям интерьера руки, позволяя многое придумывать и переделывать уже в ходе работы. Так, архитекторы столкнулись с необходимостью "остановить" парадное шествие колоннады, не создавая при этом тупик, который бы обнаружил чрезмерную громоздкость колонн для этого помещения. Возникла мысль о зеркальной стене, создающей дополнительное иллюзорное пространство. Но зеркало во всю стену придает помещению внешность не гостиной, а танцкласса. По счастливому стечению обстоятельств в гостях у знакомого скульптора архитекторы увидели одну из его работ, которая, будучи современной и авангардной, как-то едва уловимо тяготела к классике. Согласие заказчика приобрести ее все расставило по местам: теперь взгляд посетителя задерживается скульптурой, установленной в украшенной причудливым карнизом полукруглой нише, а колоннада уходит в бесконечность зеркал, за которыми спрятаны шкафы со всем необходимым: вещами, посудой и проч. Зеркальные завершения стволов колонн, словно бы теряющиеся в расселине между балками, придают композиции легкость и тоже привносят в нее игровой момент, тогда как тщательная проработка деталей и сложные профили, поставившие в тупик даже лепщика-виртуоза, не дают заподозрить авторов в поверхностности и несерьезности. В кухонную зону ведут три мраморные ступеньки. Смена уровней влечет за собой определенную смену настроения: гостевая часть дома кончилась, начинаются функциональные помещения, а за ними и неприкосновенные владения хозяина. Перемену подчеркивает мрамор, вытеснивший на этом уровне паркетный пол. Мраморные перила, протянувшиеся за колоннами и отгораживающие парадную часть гостиной от остальных помещений, при входе в кухню оборачиваются барной стойкой. Здесь можно на скорую руку перекусить перед работой, а при необходимости разместить изрядное количество закуски и напитков для гостей. Гостевой санузел делает обе части квартиры - гостевую и хозяйскую - совершенно автономными. Даже самая роскошная квартира станет вас раздражать, если освещение там однообразно и плохо продумано. Недостаток, равно, впрочем, как и избыток света в интерьере, действует на нервы и мешает полноценному отдыху. Освещение представляет собой предмет особой гордости авторов интерьера. По словам архитекторов, эффект от тщательно спланированного и подобранного освещения в данном случае превзошел все ожидания. Скользящий по стволам колонн свет придает им легкость, окрашивает их в мягкие, "домашние" тона. Потолок, кажется, прямо-таки парит в воздухе, в лучах, струящихся из-за подвесных конструкций. Многократно переотраженный зеркальными навершиями колонн свет из балочных проемов усиливает это ощущение и создает между зонами гостиной своеобразную световую завесу. Строгая, с претензией на самоценность люстра придает всему помещению торжественный и значительный вид. Взгляд невольно приковывается к скульптуре, эффектно выхваченной акцентным светом из равномерно освещенного пространства комнаты. Яркое местное освещение при необходимости создается с помощью бра. Отдельного упоминания заслуживает естественный свет. При окончательной отделке помещений долго не могли решить: стоит ли оставить банальный белый цвет или лучше поискать более оригинальное решение. Дилемму помог решить солнечный луч, несанкционированно проникший в комнату сквозь балконную дверь. Отразившись от паркета и белых колонн, он наполнил все помещение приятным золотистым светом. Столь сложная световая режиссура может показаться излишней, чересчур "навороченной" для одной, пусть даже очень большой комнаты. Возможность свободного манипулирования светом позволяет, однако, создавать освещение, наиболее соответствующее ситуации и настроению хозяина; смена освещения преображает пространство, заставляя видеть его, словно в первый раз. Спальня не предназначена для посторонних глаз; она и выполнена без каких-либо конструктивных усложнений. Большой зеркальный шкаф, занимающий всю стену напротив окна, создает, подобно своему старшему брату в гостиной, иллюзию увеличения пространства. Ковер, покрывающий пол, настолько мягок и пушист, что хозяин, появившийся в квартире еще до того, как туда завезли мебель, решил вовсе отказаться от кровати, памятуя, что врачи рекомендуют спать на ровной поверхности. Но герои прошлого, предпочитавшие ночевать на гвоздях, нынче уже не в чести, и потому в комнате поселился широкий матрац. Оказалось, что это компромиссное решение спального места очень удачно: сочетание невысокого матраца с общей поднятостью спальни относительно реального пола квартиры дало оригинальный эффект - лежа, вроде бы, на полу, человек оказывается на уровне подоконника. При этом ему открывается довольно-таки необычный вид из окна. Мощное впечатление, оставляемое шикарным интерьером, невозможно стряхнуть с себя, даже расставшись с квартирой. Упорное ощущение уже виденного, dej'a vu, не оставляет гостя. Внутреннее убранство и расслабляет визитера, и в то же время делает его свидетелем какой-то игры, бросает гостю вызов. Стиль интерьера требует соответствующего стиля жизни.