Жакерия, или Возвращение короля
Французский декоратор и антиквар Жак Гарсия
Французский декоратор и антиквар Жак Гарсия, прославившийся оформлением парижской резиденции султана Брунея, отеля Costes и дома Мансара в аристократическом квартале Марэ (см. SALON-interior N 80), в прошлом году решил расширить свое амплуа и сделал первую в жизни коллекцию мебели. Для BAKER, с гарсиевской роскошью и чисто королевским размахом.
Коллекции BAKER делали только великие: великий Томас Фезан, великая Барбара Берри, великий Бил Софилд... Их объединяли безупречный вкус, американское происхождение и общее представление о том, что Париж - лучший город на земле. Разумеется, после Нью-Йорка. Наверное, те же мысли роились и в головах у владельцев BAKER, потому что, выбирая нового дизайнера для своей звездной компании, они единогласно решили, что им должен быть француз. Настоящий.
Такой, который вместе с молоком матери впитал бы в себя французские традиции, как свои пять пальцев знал бы историю своей страны и обладал бы тем главным, чего представителю другой национальности достичь невозможно никак, и тщетно даже пытаться, - безупречным французским вкусом. Жак Гарсия подходил по всем статьям.
В детстве Жак собирал древности, как другие мальчишки собирают марки и бабочек. Как магнит его влекло все, что было сшито, сделано, расписано, соткано до революции 1789 года. Той самой, первой из пяти, которая придумала Марсельезу, выдвинула генерала Наполеона и отправила на гильотину красавицу Марию-Антуанетту и Людовика XVI вместе с ней. По необъяснимым причинам Гарсия рос пламенным поборником реставрации. В лавках парижских старьевщиков он выискивал остатки былой роскоши: дверные ручки, антикварную мебель, старые портьеры, чтобы "воссоздать то, что так быстро исчезло во время революции". Много позже Жаку Гарсии удастся реализовать свою детскую мечту, устроив в доме в квартале Марэ, возведенном 300 лет назад придворным архитектором "короля-солнца", свою личную версию Версаля.
Ее главным украшением станет та самая коллекция королевской мебели и вещей в исправленном и дополненном варианте.
А пока в середине 60-х годов Гарсия поступает в школу интерьерного дизайна Peninghen, где специализируется в области прикладных искусств. После окончания школы работает в архитектурном бюро, время от времени изменяя своим древностям с ультрасовременными проектами (самые заметные среди которых - интерьеры монпарнасской башни и сеть отелей Meridien). И снова за старое: в восьмидесятые кроме дома Мансара он оформляет в королевском стиле частные резиденции парижских аристократов. В начале девяностых берется за отели сети Lusien Barriere. В 1992-м покупает Champ de Bataille - замок XVII века в Нормандии и реставрирует его, успевая заниматься организацией выставки, посвященной Марии- Антуанетте, в музее Carnavalet и устройством парижской резиденции султана Брунея...
1995 год. Заслуги Гарсии признаны правительством Франции: он получает орден Почетного легиона, чтобы год спустя стать королем парижских "контрреволюционеров", оформив в своем любимом стиле (это в разгар минимализма!) известнейший Hotel Costes.
Victoire! Осталось подвести итоги: написать книгу и выпустить свою собственную коллекцию мебели. "Похвала интерьеру", которая в канун 2000 года вышла тридцатичетырехтысячным тиражом, была полностью распродана в течение шести месяцев. Новую коллекцию BAKER показали в 2004 году. В Париже во время сентябрьской Maison&Objet. "В этой коллекции мебели я рассказал историю форм, материалов, орнаментов, любимых мной. Я погружался в эпоху, отдавая все лучшее, что было во мне: мои знания, мои чувства, мои эмоции. В ней присутствует некоторый налет ориентализма: что-то из быта офицера, участвовавшего в наполеоновских походах. Но главными источниками вдохновения для меня были XVII и XVIII века. В то время Франция превосходила всех в мире. Какое богатство форм! Какой неиссякаемый для всех нас источник вдохновения!" Иными словами, в моде не революции, а реставрации. Так говорит Жак Гарсия, а с ним сейчас не принято спорить.