Жан-Доминик Боноталь

Французский архитектор и декоратор рассказывает о наиболее востребованных в высших кругах стилях

Дата публикации 24.01.2006

Интервью подготовила: Оксана Кашенко

Журнал: N10 (99) 2005

Жан-Доминик Боноталь - французский архитектор и декоратор. Его заказчики-высокопоставленные лица Франции, члены королевской семьи Саудовской Аравии, государственные и коммерческие учреждения разных стран. Мы попросили его рассказать о наиболее востребованных в высших кругах стилях Жан-Доминик Боноталь: Когда речь идет о создании атмосферы роскоши, я сразу же обращаюсь к XVIII веку. Моя рекомендация такова: взять всего три стиля, присутствие которых в доме-признак настоящего шика. Когда говорят о XVIII веке, имеют в виду стили от Людовика XIV до ампира. Обычно, когда ты делаешь элегантный дом для стильных людей, приемную зону создаешь именно в этом ключе. С роскошными формами диванов и превосходными богатыми тканями. Дальше переходишь к частной зоне. Это будет что-то более душевное, более деликатное, как Наполеон III. Комфортабельные канапе, удобные сиденья, что-то более интимное. Для французов, которые занимаются декорацией, очень часто помимо стилей, которых они придерживаются, важен какой-то экзотический акцент. К примеру, элементы псевдорусской дачи. Вам это кажется ненатуральным, надуманным, а во Франции такое смешение стилей вызывает восторг и множество приятных ассоциаций. Люди любят экзотику, а псевдорусский стиль богат на цвета и ткани. Также очень часто используют вещи, созданные в 50, 60, 70-е годы, потому что люди хотят иметь у себя дома известные вещи известных дизайнеров. Шестидесятые - это ведь и иной образ жизни: красивый пиджак, красивый костюм, лакированная мебель, красивое канапе, красивая машина. Это полированная сталь, оргстекло, обязательно наличие Будды на подиуме. Многие декораторы очень любят смешение стилей. SALON: При смешивании некоторые стили остаются в чистом виде, например Наполеон III: черное с золотым и малиновым. А есть стили, в которых, чтобы сегодня они смотрелись уместно, нужно целиком поменять обивку и даже цвет дерева, оставив неизменной только форму. Какие стили необходимо оставлять чистыми, в первоначальном виде? А какие необходимо подвергать «апгрейду»? - Я обожаю тотальный look, чтобы это был чистый стиль. Это не всегда соответствует просьбе клиента, но я люблю, чтобы стиль сохранялся полностью. Во Франции это мало распространено. В России же достаточно часто дома делаются целиком в одном стиле. Ну, к примеру, если модерн - значит, от архитектуры до мебели, витражей и аксессуаров. А у нас никогда не было диктата одного-единственного стиля. Никто из моих клиентов нынче не понимает стопроцентно чистого стиля, всем нужно смешение. Для клиента признаком свободы является легкость, а легкость они находят как раз в смешении стилей. Именно поэтому так популярна эпоха Наполеона III. Она дает такое богатство тканей! К тому же это очень комфортный стиль. S: Мужчины и женщины в семейных парах сходятся в своих пожеланиях? - Во Франции большие аристократические семьи живут в гигантских особняках, которые, как правило, имеют огромную историческую ценность. Дома переделываются не чаще одного раза в тридцать лет. Все обычно пребывает в довольно «закопченном» состоянии. Женщинам больше нравятся очень практичные интерьеры, а мужчины любят физически и морально устаревшие вещи. S: Какой стиль спальни предпочитает мужчина? - Там должна быть кровать 5х5 метров. А вообще, во Франции спальня с точки зрения декора не имеет большого значения, потому что это не та вещь, которую показывают гостям. Чаще показывают ванную. Ванная комната должна быть непременно большой, с множеством полочек и шкафчиков. S:В последнее время стало достаточно модно делать кухню так, чтобы ее было видно. В каком стиле, по-Вашему, она должна быть? Ведь в XVIII веке таких кухонь просто не существовало. - На кухнях моих клиентов готовят только повара. Поэтому, когда я делаю для них проект, обычно это бывают профессиональные кухни, то есть предельно функциональные и без особого декора. Я не ставлю в домах клиентов безумно дорогие кухни только ради того, чтобы на них можно было посмотреть. При всем размахе я очень экономно отношусь к площади. На сегодняшний день в современном пространстве одна из главных составляющих - это само пространство. В начале XX века во всех квартирах были коридоры невероятных размеров. Сейчас владельцы квартир в старых домах думают, что с этими коридорами делать. Ведь нужно, чтобы везде было светло, а коридор - это почти всегда темный узкий туннель. То есть объем и свет-две основные составляющие. Понятно, что свет - самая важная из них. Без света никакой объем смотреться не будет. В то же время любой грамотно освещенный объем выглядит выигрышно. Хотя, конечно, в Париже темная квартира стоит значительно дешевле квартиры, залитой солнцем, даже если они равноценны по площади и другим критериям. S: Если бы Вам предложили сделать квартиру площадью 200 кв. м с высотой потолка 2,8 м, в которой надо воссоздать эпоху XVIII века, как бы Вы поступили? - Мы выбрали бы шведский стиль. Сделали бы красивые белые стены, деревянный пол, серую или зеленую обивку кресел. Можно было бы поставить изразцовую печку, хотя бы для красоты. Нашли бы такую провинциальную мебель XVIII века, немного смешную и чуть неуклюжую. Расставили бы канапе в теплых тонах. Установили бы много локальных источников света, добавили буфеты ручной работы, такие, чтоб они источали запах вощеного дерева. То есть сотворили бы по-настоящему семейную атмосферу. А если еще организовать пространство вокруг очага, где будет происходить совместная трапеза, считайте, настроение у дома уже есть. Ведь на самом деле весь мой труд нужен только для того, чтобы заказчику было уютно жить, чтобы он хотел каждый день возвращаться домой, чтобы для него было праздником приглашать в дом друзей…