Жемчужина Женевского озера
Beau-Rivage Palace - отель N 1 в Швейцарии и один из лучших в Европе. Красивые интерьеры, изысканная кухня, безупречный сервис
В маленьком городке в Швейцарии, на берегу поражающего своей синевой озера - озера, которое следует повидать каждому... есть один особенно благоустроенный отель... отель знаменитый и, можно сказать, классический, который выгодно отличается присущей ему атмосферой солидности и роскоши.
Генри Джеймс, "Дези Миллер"
В марте 1861 года жители крохотного рыболовецкого порта Ouchy близ Лозанны праздновали открытие новой респектабельной гостиницы. Предполагалось, что в ней будут останавливаться путешественники, направляющиеся из Парижа в Милан. Но уже к концу века ей суждено было стать достопримечательностью, ради которой сюда устремился бомонд из Нового и Старого Света, а на географических картах стали отмечать соседнюю Лозанну. Расположенный в очень удачном месте, Beau-Rivage оправдывал свое название, в переводе означающее "Живописный берег". Из его окон открывалась захватывающая панорама Женевского озера и Французских Альп. Красивые интерьеры, изысканная кухня, безупречный сервис сделали Beau-Rivage популярным местом отдыха богатых путешественников. В нем стали останавливаться также те, кто приезжал поправить свое здоровье в Лозанну, славившуюся своими докторами. Американские миллионеры заранее заказывали в нем апартаменты для своих дочерей в надежде на знакомства с европейскими аристократами, нередко завершавшиеся блестящими браками.
Ныне в "Золотой книге славы" отеля числится немало знаменитостей. Прежде всего, это члены почти всех королевских фамилий Европы. В Beau-Rivage рассказывают такой казус. Некто, позвонив в отель, потребовал соединить его с королем. Телефонист выразил полную готовность, но вежливо осведомился, с которым именно... Ради Beau-Rivage японский император Хирохито изменил своим привычкам останавливаться за пределами страны только в частных домах. Король Саудовской Аравии проживал здесь со своей пышной свитой из 56 человек. Большой популярностью Beau-Rivage издавна пользуется среди политиков. Несколько раз здесь проводились международные политические конференции, участниками которых были, в частности, Муссолини, Пуанкаре, лорд Керзон. В числе современных политиков, время от времени посещающих отель, - Хельмут Шмидт, Жак Ширак, Михаил Горбачев. И, разумеется, здесь часто останавливались люди искусства, писатели и музыканты, среди которых Камиль Сен-Санс и Сомерсет Моэм (последний, как и его собратья по перу, неоднократно упоминал Beau-Rivage в своих произведениях), звезды кино- и шоу-бизнеса, например, Чарли Чаплин, Морис Шевалье, Гарри Купер, Элизабет Тейлор, Лайза Минелли, Ричард Гир. Конечно, для поддержания престижа заведения необходимо было идти в ногу со временем. За свою историю Beau-Rivage Palace реконструировали дважды, в начале и в конце прошлого века. В 1908 году к первоначальному зданию с пышными интерьерами в стиле Наполеона III (архитекторы Ашиль де ла Харп и Жан Батист Бертолини), добавили новое, "дворцовое" крыло. Его авторы Безансон и Шнелль Йост отдали дань модному необарокко с элементами ар нуво. Знаменитый Кьяра (оформивший отель "Ритц" в Париже) украсил парадную лестницу большими витражными окнами, а Дикман выполнил эффектный центральный купол обеденного зала. Бронзовые лампы и подсвечники ресторана выполнялись по эскизам Тибо. Внешний облик отеля с тех пор практически не изменился: два корпуса с ризалитами, объединенные павильоном, увенчанным причудливым куполом. Архитектура правого и левого крыла несколько отличается. Единственным украшением более ранней пятиэтажной постройки служит шестиколонный классический портик.
Шестиэтажный фасад "дворцового" крыла оформлен в более пышном стиле, как и его интерьеры. Примерно в те же годы Эдуард Сандоз передал во владение отеля свои земельные угодья, и садово-парковая зона Beau-Rivage составила 11 акров, на которых, по утверждению знатоков, можно заблудиться.
В конце XX века Beau-Rivage Palace оказался в самом центре фешенебельной застройки Лозанны, на территории Олимпийского центра, рядом со зданием ультрасовременного Олимпийского музея. В таком окружении нельзя уже было довольствоваться просто сохранением былого величия. И генеральный менеджер Кристиан Марих решился на глобальную реконструкцию, включая обновление убранства и технической оснастки. Затраты составили 65 млн. долларов. Все работы велись почти неприметно. Левое и правое крыло стали ремонтировать по очереди: в то время как в одном из них шла реставрация, ничем не потревоженные туристы (ремонт проходил совершенно бесшумно!) продолжали отдыхать в соседнем.
Все уникальные интерьеры были тщательно отреставрированы, в том числе настенные и потолочные росписи зала Сандоз и его знаменитый витражный купол. В отеле появился современный конференц-зал на 600 мест, многие номера были оборудованы последними техническими достижениями. При этом их количество сократилось с 204 до 169, зато пространство многих было расширено.
Как и в XIX веке, когда создатели интерьеров в Beau-Rivage ориентировались на вкусы аристократии, привыкшей к просторным помещениям, нынешние размеры номеров не слишком вяжутся с представлениями о гостиничной тесноте. Скорее они напоминают частные апартаменты какого-нибудь особняка. Особенно это касается гостиных и спален. Учтен был и такой нюанс: в номерах с самыми лучшими видами на окрестности, даже принимая ванну, можно созерцать пейзаж за окном. Оформление каждого номера уникально и соответствует духу старины. Кроме того, дизайнер интерьеров Маурицио Папири создал семь совершенно оригинальных "люксов" в стиле различных эпох.
Каждый предмет в них - от пресс-папье на столе до оконных занавесей - либо подлинный антиквариат, либо точное воспроизведение известных оригиналов. Особенно выделяется "Имперский" люкс, решенный в аристократически строгом ампирном стиле. С его огромной террасы площадью 60 кв. м открывается великолепный вид на озеро и горы. "Президентский" люкс оформлен в пышном и несколько тяжеловатом стиле Наполеона III. Люкс "Ар деко" демонстрирует элегантную роскошь предвоенного десятилетия. Совершенная неожиданность - "экстремальный" стиль люкса "Современное искусство" (другое его название - "Время, вперед!"), выдержанного в духе функционализма Баухауза 30-х годов. Автором большей части предметов его обстановки является Ле Корбюзье.
Мастерство и деликатность реконструкции отеля в 1999 году отметил призом ICOMOS (Международный Совет по сохранению памятников и достопримечательностей) ЮНЕСКО. Ведь Beau-Rivage Palace считают одной из лучших исторических достопримечательностей Швейцарии. Он входит в десятку лучших отелей Европы и считается отелем N1 в стране. Однако великолепие антуража составляет только половину успеха. Набор современных услуг и развлечений также впечатляет. Кроме того, в Beau-Rivage находится центр современной клеточной косметологии - единственный в стране - швейцарской фирмы Cellap Laboratoire. Фирма создала уникальную по эффективности программу омоложения кожи, которую можно пройти всего за несколько дней.
Главное же, что отмечают все, побывавшие здесь, - это атмосфера изысканного комфорта в сочетании с домашней непринужденностью. В этом деликатном вопросе продумана каждая деталь. Ненавязчивая предупредительность и радушие персонала Beau-Rivage вошли в поговорку и стали предметом изучения в престижной школе гостиничного дела при отеле. Вкусам каждого отдыхающего стараются следовать во всем: какие цветы он предпочитает в интерьере, на каких подушках привык спать. При сервировке блюд за ужином здесь могут учесть даже цвет и стиль посуды. Конечно, все это мелочи. Но именно из их сочетания складывается совершенно особенный шарм Beau-Rivage. Внимание к красоте каждой детали доведено здесь до уровня искусства, а ведь оно, по выражению нашего соотечественника Карла Брюллова, "начинается там, где начинается чуть-чуть".
Иллюстрации предоставлены отелем Beau-Rivage