Женский взгляд на высокие технологии

квартира общей площадью 116 м2 Елена Выговская, Елена Фарвазова

Дата публикации 21.10.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ольга Вологдина

Автор проекта: Елена Выговская
Елена Фарвазова

Журнал: N8 (64) 2002

В начале было слово, и это слово было "хай-тек". И хотя последующий глоссарий был не менее внушительным, мощный импульс "первородства" возобладал над желанием слыть модными. Так уж сложилось, что промышленно-индустриальная эстетика мало востребована в интерьерном проектировании. Кажется, что холодность, чрезмерный техницизм и брутальность цеховой атрибутики противопоказаны жилому пространству и куда более освоены интерьерами общественными. Ирония заключается в том, что хай-тек - система крайне самодостаточная, "агрессивная" и выйти за рамки его идейного содержания довольно сложно. Стальные балки и фермы, открытые конструкции и перекрытия, элементы крепежа, трубопроводы и кабель, бетон и железо чаще всего функциональной нагрузки не несут, но являются выразительными элементами образного ряда. Чтобы жилой интерьер мог состояться в этой системе координат, ему в буквальном смысле слова необходимо принять существующие правила игры. Уже в самом предназначении квартиры для вечеринок и отдыха, куда хозяева наведываются время от времени, присутствует нечто от паблисити. Именно поэтому большая часть объема отдана под гостиную и бар. Кабинет и спальня скорее дань уважения, чем насущная необходимость в квартире подобного типа. "Клубный крой" точно сел на стилевой образ. По мнению заказчика, высокотехнологичные элементы декора, характерные для хай-тека, неоправданно дороги. Поэтому в отделке квартиры были применены не столько "натурпродукты", сколько адекватные заменители. Так, керамическая плитка предпочтена металлической, плитка "под кирпич" заменила натуральную кирпичную кладку, а тканевые светильники пришлись "ко двору" взамен традиционно стеклянных. С другой стороны, разумные инвестиции и вторичный антураж "утеплили" декор, внесли новые ощущения в привычный образ, придав квартире вполне жилой вид. Самым удачным олицетворением образа стали металлические балки, поддерживающие стеклянный потолок, и входная дверь, демонстрирующая свое внутреннее устройство. Неожиданным и удачным декоративным решением стало оформление ванной комнаты старыми нотными листами. Небрежно разбросанные на стеклянном потолке, раритетные листы партитуры привнесли известное изящество в строгий визуальный ряд. Классика стала еще одним культурным и эстетическим ориентиром в стилеобразовании. И вновь архитекторы использовали наиболее архетипичные элементы - колонны и портик, хотя и применили к ним довольно свободную цитацию. "Ужесточили" форму, сохранив классические пропорции и очертания. Изрядная вольность и отступления в трактовке "материала" не просто концепция этого проекта, но и вообще творческая позиция архитекторов. Как они сами говорят: "В работе мы всегда стараемся пробовать что-то новое, экспериментируем. Здесь нам хотелось привнести игровое начало в формируемое пространство". В эпоху тотального дизайна, когда атрибуты "модного" становятся высшими мерилами, в проектировании интерьеров самоценностью является не стиль, но функция. На которую "наслаиваются" представления архитекторов о жилом пространстве, соответствующие характеру и стилевым пристрастиям заказчика, что и является методологией проектирования, разработанной авторами. Последняя работа подтверждает старую сентенцию о том, что человек - мера всех вещей. Елена Фарвазова: "Архитектор, по долгу профессии, должен уметь работать в любом стиле. Наша цель - обеспечить заказчику право жить в том пространстве, которое он понимает и любит. Нам же интересен любой стиль, вне зависимости кантри это, минимализм или классика. И каждый раз, "делая" тот или иной стиль, мы в него влюбляемся..."