Жестокое далеко
Декорации к фильму Федора Бондарчука "Обитаемый остров"
Если принять во внимание масштаб декораций, костюмов и объем проделанной работы, это первый российский фильм в жанре sci-fi action. Действие разворачивается в недалеком будущем на планете Саракш, куда попадает главный герой Максим. На Саракше царит тоталитарный строй, жители порабощены. Максим, как благородный рыцарь, борется со злом и пытается спасти планету от военной диктатуры.
"Невероятно сложно реализовывать в кино будущее, да еще и космическое будущее; приходится просчитывать и продумывать буквально все", - говорит концепт-дизайнер проекта Кирилл Мурзин. Им были разработаны и военная форма, и знаки отличия, и оружие, и техника, и даже схема планетарной системы, в центре которой находится Саракш. Под его руководством художники создали карту материков, чтобы было понятно, откуда движутся враги и по какой территории путешествует главный герой. Кроме того, начертили карты городов, а еще придумали для фантастической планеты собственную - восьмеричную - систему исчисления и собственный алфавит, не говоря уже об интерьерах, в которых разворачивается действие. Около года концепт-дизайнер проекта только рисовал эскизы - и во время подготовительного периода, и в течение съемок. Причем даже, казалось бы, неважным мелочам уделялось самое серьезное внимание. Например, тому, как будут выглядеть бланки с печатями Департамента пропаганды. По сюжету Департамент находится в Главной башне, которая представляет собой средоточие зла на планете. Отсюда и художественное решение ее интерьера - это мрачное, герметичное, метафорически безвоздушное пространство.
Метафора и символика - важные приемы в художественной структуре декораций. Например... кулак. Скульптура с изображением кулака размещена посередине декорации, изображающей центральный холл Главной башни. Концепция пространства такова, что кулак должен быть виден с разных точек каждому, кто оказывается здесь. Тому, кто застал социализм, кулак покажется странно знакомым. И действительно, это своего рода цитата. Всем помнятся скульптуры, плакаты и рисунки советского периода. Но здесь концепт-дизайнер применил актуальный сегодня прием - он выделил значимую деталь скульптуры или плаката и увеличил ее. Тем самым деталь получила дополнительный вес и стала еще более значимой. "Мы попытались творчески переосмыслить наследие искусства тоталитарных режимов, - рассказывает Кирилл Мурзин. - Постарались учесть и тяжеловесность сталинского ампира с его характерными памятниками вождям, и пафос политических плакатов 30-40-х годов".
По сюжету повести и фильма в финале взрыв и последующий за ним пожар целиком уничтожают Имперский город. Так, декорации были сожжены создателями фильма прямо перед камерой, чтобы добиться максимальной достоверности кульминационных сцен. А результаты трехлетней работы съемочной группы, как и положено, остались на пленке.