'Живая' история
петербургская квартира с мансардой (300 м2) Юрий Комбаров Дух истории, облаченный в современные одежды. Переделка квартиры в бывшем доходном доме в самом центре старого Петербурга
В величественных постройках старой части Петербурга дух истории часто облачается в современные одежды. Спрятать прошлое за толстым слоем штукатурки - таков традиционный подход при переделке бывших доходных домов в современное жилье. Но при желании можно "оживить" историю, сделать ее частью своей повседневной жизни
Квартира, о которой пойдет речь, по-своему уникальна. Особенно необычно ее расположение - из всех окон открывается вид на воду. Оценив большой потенциал пространства, хозяева сами продумали интерьер своего будущего жилища, продемонстрировав широкий кругозор и оригинальность мысли. От конструкторов и строителей, работающих под руководством Юрия Комбарова, требовалось лишь одно: помочь мечте осуществиться.
Итак, новая квартира в самом центре старого Петербурга. Центральное место в ней занимает гостиная - просто кладезь экспериментов. Самый яркий из них - сохранение обнаженной кирпичной кладки 1825 года, монотонность которой прерывают редкие фрагменты "облупившейся" штукатурки. Островки старинной кладки - распространенный прием, но наносить штукатурку на тщательно выскобленные старые стены решаются немногие. Кажется, будто форма белых пятен на красной стене произвольна, однако они выведены уверенной рукой хозяина лишь в тех местах, где обнаружились явные недостатки кладки. Так конструктивный дефект превратился в декоративный эффект.
Старинные стены диктовали особый подход и к размещению аксессуаров. Отвес и уровень - неизменные спутники строителя - здесь были только помехой. Карнизы, подоконники и прочее крепились по принципу "визуально должно быть ровно". Эта приблизительность с точки зрения профессионала, безусловно, недопустима, но именно она позволила добиться искомой гармонии.
Мансарда навела на мысль о создании полноценного второго уровня с выходом на крышу, откуда открывается чудесный вид. Таким образом, общая площадь, разделенная на верхнюю и нижнюю "палубы", кажется не такой уж большой. Важный принцип, соблюденный при планировке этой квартиры: пространство не должно разъединять людей.
Хозяева говорят: "Мы стремились к тому, чтобы квартира не вызывала ощущения одиночества. Мы так часто бываем вне дома, что возвращаясь, хотим быть вместе как можно дольше". Даже двусветная гостиная помогает в визуальном объединении уровней. Находясь, к примеру, в импровизированном кабинете, расположенном под самой крышей, можно видеть, что делается внизу.
У каждого предмета в этом доме - своя история. Избавляться от старых вещей при переезде в новую квартиру у этих людей не принято. Они слишком трепетно относятся к прошлому. Иногда хозяин приобретает старые вещицы и "вселяет в них душу". Так в доме появились работающая радиоточка 30-х годов, ручная мельница, ширма и прочие свидетели далекого и не очень далекого прошлого.
Даже маленький бюст Ленина нашел здесь свое место в качестве исторической реликвии.
Этот интерьер и создавался необычно, и живет нестандартной жизнью. Ощущение умиротворенности и счастья обволакивает, словно шелковый кокон, и наводит на крамольную мысль: а так ли уж не правы те владельцы квартир, которые сами решаются написать сценарий свой будущей жизни в новом доме?
Впрочем, это очень редкий тип заказчиков, так что архитекторам не о чем беспокоиться.
Мебель для съемок предоставлена студией "Гранд Дизайн." Архитектура жилья" (Санкт-Петербург)