Живые вещи

дом архитектора Натальи Гусевой

Дата публикации 10.11.2000

Фото: Михаил Степанов

Текст: Анна Горбунова

Стилист: Николай Скирда

Автор проекта: Наталия Гусева

Журнал: N8 (108) 2006

Наталья Гусева - дизайнер-архитектор. Закончила сначала художественное училище, потом РГГУ, факультет дизайна, где обучалась по программе "дизайн интерьера" у Саробьянова, Зайцева, Рочаговой, Телятникова. Именно тогда она и сформировалась как художник. В 1997 организовала собственное дизайн-бюро. "Я просто больна созиданием, - говорит архитектор. - Когда возникла эта болезнь, неизвестно, но, попадая в любое помещение или красивое место под открытым небом, я начинаю выстраивать новый образ жилого пространства"

Герой одного российского фильма говорил: "Дома, как люди, родные и близкие, могут многое рассказать о своих хозяевах". Но и хозяева могут рассказать о своих домах многое, особенно если хозяин - архитектор. Рассказывает Наталья Гусева. "Я родилась в Москве на Красной Пресне и хорошо помню старые московские дворики с деревянными домами и голубятнями. В детстве я много рисовала, особенно любила крыши старых домов, которые были видны из моего окна. До сих пор перед глазами картинка: ранняя весна, солнце, небо и крыши домов с голубятнями, воркование птиц, клюющих пшено на моем подоконнике… Кормлю их, а пока они клюют, я их рисую...

Родителям я благодарна за то, что они помогли мне сделать правильный выбор и не потерять себя. Отец научил меня конструктивно мыслить и реально воспринимать жизнь. Мама, человек творческий, работала искусствоведом и с ранних лет развивала во мне художественное зрение. По настоянию мамы я окончила художественную школу, но пойти по ее стопам не торопилась. Любя до беспамятства животных, я много лет провела на станции юннатов, мечтала стать ветеринаром. Мама смогла отговорить меня, и ветеринаром я не стала. Но любовь к животным осталась, и сейчас в моем доме живут кот Чунга и его сестренка Чанга.

Жить за городом я решила очень давно - когда вышла замуж и родила старшую дочь. (Всего у меня трое детей, младшие - мальчики, одному 7 лет, другому 4 года.) Тогда-то и стало ясно, что семье необходим свой дом. Причем дом за городом, и чтобы обязательно с камином и вторым этажом. Это сейчас такие мысли кажутся самыми банальными, а тогда, при социализме, это было почти нереально.

Мы искали этот дом года два-три (уже не помню, так давно это было). И нашли. Дом был уже готов (тогда земля без дома не продавалась). Меня поразили место, рельеф участка и стоящий на склоне дом.

Интерьер возник очень органично, вырос, как трава в поле. Некоторые предметы сразу нашли себе место, другие долго блуждали по дому, пока не нашли свое пристанище, третьи до сих пор еще путешествуют. Они, как и я, в процессе поиска. Интерьер живет и растет вместе с нами. И неслучайно мебель в доме старинная - она дает ощущение родства поколений, живой связи с корнями. Большая часть мебели мне досталась по наследству. Круглый стул - от родителей мужа. А за стареньким трюмо, которое стоит в ванной комнате, пудрилась еще моя прабабушка. Наша мебель, как в сказках Андерсена, может рассказать не одну интересную историю. Например, только мне известно, куда исчезла ручка от ящичка подсервантника и по какой причине отвалился кусочек дерева сбоку серванта. Но пусть это останется нашей семейной тайной… В кабинете обитает небольшой старинный диванчик, именно на нем мне приходят в голову самые интересные идеи. Антикварная мебель располагает к творчеству. Может, потому, что раньше мебель вырезалась только вручную и до сих пор хранит тепло рук сделавших ее людей? Вещи и детские игрушки у нас под стать мебели. Например, мишка - еще довоенных времен. Есть у нас и современная мебель, но по стилю она близка к старинной. К примеру, в комнату дочери мы поставили белорусскую сосновую мебель, и я сама покрыла ее голубым прозрачным лаком. Кровать для нашей спальни мы купили вместе с мужем, когда въезжали в этот дом, причем намеренно выбрали современную. Я считаю, что эта вещь сакральная и потому должна принадлежать только одним хозяевам".