Жизнь в английском поместье

Расположенное в графстве Шропшир поместье Уэстон-парк. Его история начинается с XII века - именно тогда оно впервые упоминается в домашней книге семейства Уэстон

Дата публикации 11.11.2003

Текст: Алена Аникст

Материалы: - (c) Michael Freeman

Журнал: N8 (75) 2003

В самом центре Англии, в графстве Шропшир, на площади в 1000 акров расположено поместье Уэстон-парк. История поместья начинается с XII века - именно тогда оно впервые упоминается в домашней книге семейства Уэстон. Обширные леса, поляны и озера сохранили первозданность до наших дней: как и во времена короля Артура, пасутся стада диких оленей, носятся за зайцами длиннохвостые лисы, с громким криком летают веселые розовые сойки Потомки графов Брэдфорд играли важную роль в правлении многих английских королей, но особенно в этом роду прославились женщины. В XVII веке Уэстон-парк унаследовала энергичная англичанка Элизабет Уилбрам. Именно под ее руководством был возведен новый дворец. Используя архитектурный альбом Андреа Палладио "Первая книга об архитектуре", вышедший в Англии в 1663 году, леди Элизабет разработала принципы постройки нового здания. Эта книга с пометками самой леди и со строительным контрактом по сей день является ценнейшим документом эпохи. Здание, возникшее в 1671 году, вместо бывшего средневекового, великолепно сохранилось. Надо сказать, что выбор места был сделан чрезвычайно удачно: поместье расположено на широком открытом пространстве с прилегающим большим водоемом. Перед взором прибывшего гостя открывается величественная панорама старинного парка, окружающего трехэтажное кирпичное здание с четкими пропорциями, с большими, от потолка до пола, окнами в тонких переплетах, делающих строение воздушным и элегантным. Перед дворцом разбит великолепный розарий, еще более подчеркивающий парадность и величественность замысла. Что касается внутреннего плана, то в XVII веке на первом этаже дворца находились гостиные, библиотека, комнаты для занятий и гобеленная, курительная и бильярдная. Хозяйские спальни располагались этажами повыше. Дочь леди Элизабет Брэдфорд вышла замуж за лорда Торрингтона, неутомимого собирателя картин и предметов старины. Его коллекция работ таких художников, как Ван Дейк, Гейнзборо и Стабс, стала главной частью живописного собрания в Уэстон-парке. Внучка леди Элизабет, Энн, вышла замуж в семью Бриджмен, лендлордов графства Шропшир. Сэр Генри Бриджмен, потомок леди Энн, провел большие работы вокруг здания, пригласив легендарного садовника Ланселота Брауна по прозвищу Capability Brawn (Всемогущий Браун). Достаточно сказать, что этот гениальный садовник оформил более 400 английских парков, включая Хэмптон-корт, принадлежащий королю Генриху XVIII, и роскошный парк дворца Бленэм, в котором позднее родился сэр Уинстон Черчилль. В конце XVIII века под влиянием художников-пейзажистов Констебля и Кокса, изображавших естественную природу, садовники сделали пейзаж главным действующим лицом английского парка. Наметилась тенденция к "натуральной" планировке сада и в Уэстон-парке: ровные дорожки сменились извилистыми тропками, аккуратно стриженные кроны уступили место свободным группам кустов и деревьев. Ручьи, водопады стали больше походить на природные. Так, исчезли прямоугольные и круглые бассейны, вместо них появились пруды неправильных очертаний. Только для клумбы с цветами было сделано исключение - она по-прежнему занимала свое почетное место на лужайке перед домом. Спустя пятьдесят лет эти идеи подхватила, наконец, и вся Европа, новый парковый стиль быстро вошел в моду. Английские сады стали излюбленной темой в литературе, многие поэты, например Вордсворт, Китс, Теннисон, посвящали им свои произведения. Сэр Генри Бриджмен заплатил Ланселоту Брауну приличную сумму за дизайн нового парка. Это произведение ландшафтного искусства и сейчас приводит посетителей в восторг. Кроме гениального Брауна, в Уэстон-парк пригласили архитектора Джеймса Пэйна, построившего Римский мост и башню Дианы. Одновременно из Франции для некоторых комнат привезли парадную мебель в классическом стиле и уникальные гобелены, выполненные по эскизам Франсуа Буше. В XIX веке в имении, однако, произошла еще одна вспышка строительства: здание стало тесноватым для разросшейся семьи. А потом, вместе с появлением железной дороги увеличилось количество часто приезжающих гостей, и это потребовало устроить еще несколько спален. Владелец имения третий граф Орландо Брэдфорд был страстный наездник, участвовал в скачках, любил пышный этикет в духе викторианской эпохи и уделил много внимания перестройке главного здания. Снаружи появились красивый фронтальный вход с новым восточным крылом, светлая оранжерея и новая лоджия. Старая библиотека и комната для занятий претерпели изменения, на их месте с тех пор помещаются столовая и два великолепных салона. Из небольшой прихожей с картиной Стабса, отражающей увлечение графа Орландо - скачки, арка ведет в двухэтажный Мраморный холл с парадной лестницей и балюстрадой с кованой кружевной решеткой конца XIX века. Слева итальянский сундук XVII века и кресла времен короля Георга Второго. Между дверями - японские застекленные витрины золоченого лака конца XIX века. В центральной выставлены фигурки английского фарфора, в двух боковых - китайская керамика. На галерее второго этажа разместилась коллекция портретов английских художников. Отсюда, из холла, ступая по черно-белому шашечному полу, посетитель попадает в первый и второй салоны, переделанные из бильярдной и курительной комнат. Старинные люстры освещают картины Джозефа Верне, гобелены из Абюссона, дворцовую французскую мебель. В светло-желтой гостиной находится портрет леди Уилбрам, построившей здание в нынешнем виде. В библиотеке с дубовыми панелями и потайной дверью, ведущей в Мраморный холл, висят портреты прежних владельцев, написанные великими живописцами Джоном Констеблем, Джошуа Рейнольсом и Эдвардом Хоппером. В Уэстон-парке, кстати сказать, любил бывать премьер министр Дизраэли, хороший друг графа Орландо Брэдфорда.