Знакомые все лица
Выставка Maison&Objet в Париже
Неукоснительно посещать выставку Maison&Оbjet важно не только с профессиональной точки зрения - выбрать, купить, заказать. Приезжать сюда - и хороший тон, и хороший тонус: как нигде в мире, выставка в Париже - чистейшей воды праздник, по ощущению сродни посещению веселого рождественского базара или дружеской вечеринки с самыми близкими друзьями, которых знаешь уже сто лет.
Спустя год, после прошлой сессии, состоявшейся в разгар мирового кризиса, нынешняя январская выставка вновь «засияла» прежней славой: масса народу, плотно заполненные павильоны, позитивный настрой участников, разнообразная подача новостей интерьерного рынка. Что хочется отметить в качестве трендов? Первое. Единодушная директива создателей интерьерной моды - отказ от гламура.
Как в свое время он «расцвел» в преддверии «смутного» времени, явившись не чем иным, как семантикой эпохи потребления в ее апофеозе, так и встретил в свое время свой закат. На протяжении пяти последних лет мы наблюдали эволюцию и этого стиля, и этого понятия. Возникший в эстетике XXI века как ностальгия, как «рефрен» начала века XX, как воспоминание об эпохе миллионеров и лимузинов, небоскребов и яхт, он мгновенно завоевал сердца тех, кто сегодня является владельцами заводов, газет, пароходов... Мода последних лет диктовала усыпанные стразами и люрексом спальни, облицованные венге и палисандром гостиные, затянутые в сафьян кабинеты. Лакированная кожа, кожа рептилий и морских чудищ, минералы слэбами, люстры, сияющие как бриллианты, пушнина, драгметаллы - вот вкратце интерьерный набор преуспевающего человека наших дней.
С этого момента курс круто меняется. Можно сказать, что роскошь становится еще дороже и еще рафинированнее. Материалы - только натуральные, только самые редкие, однако выделанные не с установкой на гламур и показ, а словно чтобы скрыть свое аристократическое происхождение и прикинуться «деревенщиной». Идеально выражает этот тренд дизайнер Паола Навоне, которая создала концепции сразу для нескольких брендов.
Это BAXTER, GERVASONI, RICHARD GINORI, LANDO. «Вы только потрогайте эти кожаные диваны! Это же шелк на ощупь, - говорила она мне на стенде BAXTER. - С закрытыми глазами ни за что не догадаться, что это кожа!» Второй тренд выставки - цвет. В моде цвета тропических фруктов и экзотических растений, африканских закатов, индийских сари, иранских ковров и сирийских шелков, марокканских хижин и китайских дворцов.
Все, что связано с экзотикой, жаркими странами и южными цивилизациями. Орнаменты и фактуры тоже недвусмысленно отсылают нас на несколько тысяч километров на юго-восток и несколько тысячелетий назад. Когда перебираешь пальцами ткани, кажется, именно этот заморский товар торговали Садко и купцы царя Салтана в русских сказках и везли в дивной красоты ладьях на Русскую землю…
Французы называют этот тренд глобальной культурой, которая вызвана взаимопроникновением цивилизаций, краткостью расстояний (при современных-то скоростях!) и т.д. и т.п. А для нас это обычная экзотика. Это расширение географии коснулось и традиционной классики: острые ощущения доставляют черное дерево в сочетании с мандариново-оранжевыми бархатными обивками, лимонные диваны на коврах цвета морской волны.
Наконец, природа - ключевая тема в интерьере для европейского сознания. Взаимосвязь компонентов in - out трактуется как новый, революционный эстетический код и является предметом для дизайнерских инсталляций, тематических семинаров и коридорной болтовни. Посмотрим, как все это у нас отзовется.