Золотая коллекция

квартира общей площадью 198 м2 (Москва) Евгений Полянцев, Екатерина Мовчан, Сергей Макушев, Александр Вышинский Популярные классические мотивы в парадно-представительском интерьере современной квартиры. Постмодернистская игра с традицией

Дата публикации 01.02.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Елена Притула

Автор проекта: Александр Вышинский
Сергей Макушев
Екатерина Мовчан
Евгений Полянцев
Платон Логашин
Мария Пушкина
Александр Белокопытов

Журнал: N4 (49) 2001

Сколько бы вокруг ни говорили о преимуществах ультрамодных архитектурных решений, классические мотивы остаются по-прежнему популярными, особенно если речь идет о парадно-представительском интерьере. Однако постмодернистская игра с традицией тем и привлекательна, что позволяет создавать бесконечное множество вариаций на эту вечную тему. Интерьер одной из московских квартир - прекрасное тому подтверждение Очевидно, что заявление о высоком социальном статусе по-настоящему весомо звучит именно на языке классических форм, освященном авторитетом всей истории культуры и целым набором знаменитых имен. Поэтому заказчики с самого начала сформулировали свое желание видеть большую часть интерьера в классическом духе. Собственно говоря, они предполагали, что новое жилище станет парафразом их предыдущей квартиры - с хорошей резной мебелью, антиквариатом и замечательной коллекцией старинной пейзажной живописи, - но выполненным профессиональным архитектором. Именно это ощущение старины, особый, присущий только ей флер архитекторы постарались сохранить в новом доме, создав при этом абсолютно современный интерьер. Конечно, благородную роль "миротворца" сыграл в этом смысле постмодерн, позволивший удовлетворить и понятную тягу заказчиков к традиционному уюту, и профессиональные амбиции архитекторов. Благодаря ему всевозможные стилистические мучения на тему "что-то к чему-то не подходит" остались в прошлом. Поэтому откровенно асимметричная планировка нисколько не противоречит появляющимся на каждом шагу классическим элементам - рустованным колоннам, профилированным карнизам, кессонам, лепнине. Впрочем, как и должно быть в постмодернистской интеллектуальной шараде, ни одна из этих деталей не предстает в "чистом" виде - скорее, это знаки, которые считываются нами безошибочно. В самом деле, нет ничего более увлекательного, чем расшифровывать то и дело возникающие в этом доме алогичности. По сути, из одной из них и выстраивалось все пространство квартиры. Дело в том, что картины, составляющие коллекцию живописи, имели пышные "золотые" рамы, вписать которые в современный интерьер оказалось достаточно сложной задачей. Поэтому архитекторы предложили нетривиальный ход: на "супрематической" стене из матового стекла они поместили огромное зеркало в неожиданной "золотой" раме - под стать старинным. Эффект превзошел все ожидания: уже от входной двери в зеркальном отражении видна любимая хозяевами коллекция, а пространство общественной зоны квартиры, включающее гостиную, промежуточный холл с кессонированным потолком и кухню, расширилось и усложнилось. Кстати, насыщенный терракотовый оттенок стен в гостиной тоже был отчасти продиктован цветом и фактурой тяжелых золоченых рам - светлые стены, по выражению архитекторов, их просто "не держали". Не меньше внимания привлекает стеклянная стена-перегородка с раздвижными дверями, которая разграничивает зоны гостиной и кухни. Перекинутая от фасадной стены практически до входной двери, она задает широкий "шаг", позволяющий зрительно увеличить существующее пространство. В спокойном и респектабельном интерьере, где нет назойливого нагромождения деталей и суеты, каждый элемент кажется особенно значимым: подчеркнутая пластичность сложных карнизов, скульптурность портала и выступающей из стеклянной стены ниши придают дому ощущение рукотворности. Пространство этой квартиры ощущается как удивительно целостное благодаря не только повтору классических форм и единой цветовой гамме, но и точно подобранным отделочным материалам. Красивая текстура и теплый оттенок вишни, из которой выполнены авторские предметы мебели, смягчает представительскую строгость интерьера, напоминая о том, что в этом уютном доме собирается большая семья. Но главное - хозяева с любовью развивают заложенные в нем идеи архитекторов, не пытаясь этот дом переделать. А это значит, что почти всегда непростой диалог архитектора и заказчика состоялся.