Золотой ар деко

квартира общей площадью 132 м2 Виталий Болдинов, Тамара Лобжанидзе

Дата публикации 26.11.2000

Фото: Дмитрий Лившиц

Текст: Юлия Сахарова

Стилист: Евгения Шуэр, Элла Абушкевич

Автор проекта: Виталий Болдинов
Тамара Лобжанидзе
Сергей Ермолаев
Владимир Леонов
Виктор Рудов
Петр Маринин
Александр Рейдин
Олег Смирнитский
Михаил Смиров
Владимир Федоров

Журнал: N8 (86) 2004

Архитектор Виталий Болдинов и декоратор Тамара Лобжанидзе сделали квартиру, переливающуюся всеми мыслимыми оттенками золотого и красного. Поддержав эти цвета чёрным, авторы создали яркий микс стилей конца XIX - начала XX века. Но главную скрипку играет ар деко тиль эпохи накопления", характеризует его Виталий Болдинов. Эпохи роскошных автомобилей и яхт баснословной стоимости. Первых выставок сюрреалистов. Небоскрёбов и джаза. И, как бы сейчас сказали, культовых романов о сильных мира сего. "В её голосе звенели деньги" - пишет Фрэнсис Скотт Фицджеральд о своей героине. Похоже, только эпоха ар деко могла породить столь поэтичное отношение к предмету: деньги, золото отнюдь не только платёжное средство, не только фетиш, это - чистая поэзия, художественный образ. Так и у авторов этой квартиры. Образ эпохи они нарисовали энергично и с пафосом. Причём собственно драгоценного металла здесь немного: вызолочены вручную отдельные детали убранства комнат и очень деликатно прорисованы элементы колонн и бордюров. Зато такие вещи, как мрамор, штукатурка на стенах и даже воздух в прихожей и холле, кажутся золотыми. Как объяснили авторы, здесь происходит своего рода умножение на два: тёплое освещение усиливает "звучание" жёлтой краски и мрамора золотистого цвета. Прихожая получилась более холодного оттенка зеленоватого золота, холл - тёплого жёлтого. Светильники, украшенные витражными вставками жёлтого цвета, усиливают эффект, работая подобно фильтрам. И ещё - гранит чёрного, столь любимого импрессионистами цвета, поскольку тот обладает способностью выявлять свойства других цветов. Графически строгие гранитные порталы отлично согласуются с очертаниями мраморной скамейки и витражами светильников. Всё это вместе несколько напоминает детские впечатления от московского метро: торжественно, роскошно, таинственно. Сталинский ампир, как, впрочем, и ампир вообще, по духу близок ар деко, считают авторы. Объяснение простое: в дословном переводе "ампир" - это "стиль империй". (Германии ли, России ли, США, родины финансовых империй, - не суть важно.) Для империи характерны как идея колониальной экспансии, так и идея финансового процветания. Интерьер Виталия Болдинова и Тамары Лобжанидзе объединил эти две составляющие. Бархат, шёлк и органза, мебель из лакированной кожи и ценные породы дерева, ниши и зеркала... Ведущая тема роскоши чуть-чуть, как сложное блюдо со специями, приправлена колониальной экзотикой. Виталий Болдинов: "Ар деко в нашем понимании - стиль роскошный и яркий. Материалы мы выбрали соответствующие: мрамор, экзотические породы дерева, витражное и зеркальное стекло. Лакированная кожа, тяжёлый шёлк драпировок. И если ар деко - стиль эпохи накопления, то цвет золота, на наш взгляд, очень ему соответствует".