Золотой стандарт
Постоянный член Профессионального жюри Премии INTERIA AWARDS архитектор Юлий Борисов—об опыте архитектора и заказчика, интерьерном дизайне будущего и победителях Премии
О новаторстве Если сферу интерьерного дизайна представить в графике, то мы увидим движение по спирали, волнами, не линейно. А сознание архитекторов и заказчиков трансформируется на основе опыта. Ещё 15 лет назад были популярны квартиры, обставленные одним дизайнерским брендом. Заказчик, как правило, находил его в каталоге или в шоу–руме. Но постепенно стало понятно, что монобрендовые пространства не всегда работают на результат. Мебель из одного каталога, смесители из одной коллекции—это не залог актуального и удачного интерьера. Этот опыт хорошо прослеживается в работах, которые мы в составе Профессионального жюри оцениваем на Премии. С каждым годом уровень проектов становится выше, а дистанция между лидерами и новыми авторами стремительно сокращается. Интересно наблюдать и за тем, как работы номинантов сводятся к общей тенденции: большинство отказывается использовать шаблонные приёмы в работе с формой и предметным дизайном, предпочитая новаторские концепции в оформлении и проектировании пространства. Именно в этом, на мой взгляд, и проявляется зрелость рынка».
О победителях и зарубежном опыте «Проект победителей Премии Олега Клодта и Анны Агаповой—европейский дом с акцентом на фактурах и материалах. Авторы большое значение уделили деталям и «упаковали» их в прекрасную форму. Итог—венский стиль, интеллигентный и тонкий, предвестник ар–деко. В проекте дома Алексея Николашина и Екатерины Емельяновой всё дышит искусством, и даже вид из окна—готовая картина. Заказчик не случайно выбрал дом с живописными видами, и авторы проекта этот момент обыграли: в минималистичном и белоснежном пространстве появились картины современных художников. Такой приём часто используют наши коллеги за рубежом, и можно только приветствовать появление аналогичных проектов в России. Проект квартиры Александра Малинина и Анастасии Шевелёвой—великолепная иллюстрация к задаче «высококлассный интерьер для небольшого бюджета». Японский стиль, который выбрали авторы, наполнен прежде всего содержанием, смыслами; форма—это не главное. Чего стоят одни органо–минеральные бетонные блоки, которые архитекторы, желая подчеркнуть содержание, использовали в качестве зонирующего элемента. «Мужской» интерьер получился у Наталии Поляковой и Кирилла Пармона. Благодаря работе с чёрным цветом пространство стало выдержанным и понятным. Авторам удалось, так скажем, выразить индивидуальность заказчика через собственные творческие амбиции. Юрий и Ирина Вопшиновы удачно поиграли с цветом. Интрига начинается сразу при входе в квартиру: первыми внимание на себя обращают красная и синяя куртки. Эти цвета авторы использовали и в интерьере, чем вызвали у меня интерес. Я всё время задавался вопросом, что было первичным: цвета в интерьере и потом уже куртки, или наоборот?»
Об общественных интерьерах «В ресторане «Малевич» декоратору Юне Мегре удалась лёгкая самоирония. Лепнина в полоску разбавила помпезность «момента», а чёрная инсталляция (именно такую мог бы создать Малевич) и современная лестница с одной опорой сделали пространство свежим и интригующим».
О мечте «Проект дома Дмитрия Позаренко, получивший Гран–при, можно считать образцом малой архитектуры. Ненавязчивый интерьер, прекрасно решённый ландшафт, замечательная работа с текстурами; планировочные решения рациональны, без излишков, каждая деталь на своём месте. Здесь всё идеально, и именно так проектируют итальянцы, лучшие в работе с малыми архитектурными формами. Это дом с неким посылом «жизнь удалась»: перед окном, например, деревянная ванна, и тут же стеллаж с книгами. Полежать с книгой, с бокалом вина—это красиво. Такой дом—мечта многих заказчиков».
О перспективах «Обобщая увиденное, можно сказать, что все победители Премии постарались в первую очередь показать индивидуальность заказчика. Мне кажется, это и есть сейчас основная тенденция в интерьерном дизайне—«прочитать» людей, которые потом будут жить в предложенном интерьере. Хочется верить, что у архитекторов появился ещё один инструмент самореализации—через «портреты» заказчика».
О Премии «INTERIA AWARDS, конечно, лидер среди премий в области частных и общественных интерьеров. Конкурс, который охватывал бы, например, и градостроительство, и интерьер,—это не путь: исчезнет глубина, которая существует сейчас. INTERIA AWARDS—это, если хотите, вектор развития: ежегодно мы отсматриваем десятки работ, имея уникальную возможность понять, куда движется индустрия частного и общественного интерьера. И такая Премия—это своего рода золотой стандарт».