61-я параллель
трехуровневый дом площадью 470 м2 в пригороде Санкт-Петербурга Яков Волошин, Владимир Чувашев, Ирина Головина
Задача, поставленная перед автором проекта, была непростой изначально. Элитная зона с уникальным ландшафтом, в которой расположен дом (в пригороде Санкт-Петербурга), требовала особого отношения: необходимо было деликатно вписаться в окружающую среду, не нарушая природной гармонии
Перед началом работы над проектом было оговорено все: от общей высоты строения до угла наклона крыши. Важное условие - дом должен быть только деревянным. Диктовал свои условия и сложный рельеф местности: перепад высоты здесь достигает трех метров.
Как известно, самый эффективный способ устранить сложности - превратить их в достоинства. Но это сложности только на непросвещенный взгляд. Для архитектора же "капризный" природный рельеф - просто подарок, и в данном случае он стал основным преимуществом.
Именно по этому пути и пошел автор проекта. Снаружи, со стороны входа, особняк выглядит как невысокое строение в полтора этажа: первый этаж и небольшая мансарда. Поэтому при входе в дом возникает эффект "пятого измерения": внутреннее пространство оказывается чуть ли не вдвое больше видимого снаружи. Секрет достаточно прост. Резкий перепад уровня земли позволил сделать с противоположной стороны строения просторный цокольный этаж со сплошным остеклением. Обилие воздуха и света, открытость природе - один из основных принципов, формирующих характер интерьера.
Для того чтобы не отягощать строение лишними деталями, решили отказаться даже от строительства гаража: его заменяет открытый навес на две машины, через который на "втором плане" просматривается сосновый бор.
Дом по своей природе очень "экологичен": он максимально корректно вписан в окружающую среду. Этому способствует и основной строительный материал - дерево. К тому же Яков Волошин разрабатывал проект дома с учетом того, что исполнять его предстоит финской фирме "Хонка" (финны разрабатывали и технические решения).
Эстетическая задача также формулировалась нетривиально: сочетать традиционное "непритязательное" дерево и современный "дизайнерский" интерьер.
Практически во всех внутренних помещениях дерево искусно "дематериализовано": даже выбеленный вощеный брус (стены в столовой и гостиной на первом этаже) выглядит совершенно "не деревянным".
Интерьер весьма интеллигентен и достаточно строг. Основное цветовое сочетание - молочно-белый и венге (шоколадно-коричневый). Пространству дома присуще какое-то буддистское спокойствие: комнаты плавно "перетекают" одна в другую, во всем чувствуется размеренность и упорядоченность бытия. Первый этаж (общая зона) "раскрывается" через столовую-кухню, переходящую в гостиную и кабинет хозяина дома (отделенный стеклянными дверями). Когда двери в кабинет открыты и шторы подняты, пространство дома практически сливается с природой за окном. Первый этаж обходит открытая галерея-терраса, смотрящая на юг. Снаружи она сильно выдается вперед за пределы основного дома, напоминая нос большого корабля. Терраса воспринимается скорее как часть ландшафта, нежели дома: сквозь узкие щели в полу видна земля, сосновые лапы бесцеремонно нарушают границы "частного владения" и беспрепятственно заглядывают под крышу.
Пожалуй, это одно из самых романтических мест в доме. Вечером, когда немного пасмурно и, может быть, даже по-питерски дождливо, сосны, подсвеченные снизу, приобретают фантастические очертания и наполняют все пространство своим успокаивающим хвойным ароматом.
На втором этаже расположены спальни - это интимная зона дома. Хозяйские покои очень спокойны и графичны. Здесь прослеживается та же тема, что и в общей зоне: цвет густых сливок в сочетании с глубоким кофейным и "горьким шоколадом". Спальня сына владельцев дома выглядит более романтично: в комнате властвует "юное" сочетание белого с небесно-голубым.
Цокольный этаж поделен между различными подсобными помещениями и "зоной отдыха": большая ванная, сауна, каминная и комната отдыха при сауне. И тут сквозит неуловимая восточная аура: большая круглая ванна напротив трехстворчатого окна, из которого видны стройные сосны.
В гостиной - камин, выложенный мозаичной плиткой. Огонь и вода - две стихии, противоборствующие и одновременно дополняющие друг друга. Японские гравюры на стенах и простая лаконичная мебель довершают общее впечатление. И это не банальное цитирование восточных образцов - это попытка передать не столько эстетику, сколько сам созерцательный дух Востока, понимание и восприятие жизни.
Пространство дома строится по горизонтали.
Здесь нет стремительных прорывов вверх - отказались даже от такого беспроигрышного приема, как двусветные помещения. Но без ущерба: неспешно поднимаясь по ступенькам, можно увидеть, какие захватывающие виды открываются из окон. Цокольный этаж: прямые и мощные стволы сосен - как обещание, начало бытия. Первый этаж: сосновые ветви, заглядывающие в окна. В них - сила, потаенный смысл жизни. Второй этаж: кроны деревьев и бесконечное, бескрайнее небо над головой...
Яков Волошин:
"Главной моей задачей было найти оригинальное дизайнерское решение. Мы сразу отказались от "деревянного", "деревенского" интерьера в деревянном доме. На самом деле, дом - это целая философская система... Пространство дома "звучит" весьма современно, при этом в нем чувствуется некий восточный, "буддистский" колорит".