Белый город под черным небом

квартира площадью 105 м2 в Москве

Дата публикации 24.09.2012

Текст: Андрей Борисов

Фото: - © TOTEMENT/PAPER

Автор проекта: Левон Айрапетов
Валерия Преображенская
Диана Грекова
Зоя Наливайко
Юлия Преснякова
Ирина Дьяконова
Андрей Гуляев

Журнал: N6 (172) 2012

Образный строй интерьера этой московской квартиры буквально завораживает. Архитекторы, обратившись к творческому наследию гениального авангардиста и разрушителя стереотипов Казимира Малевича, блестяще обыграли метафору «белый город под ночным небом», где «город» - это череда взаимопроникающих объемов, а «небо» - черный потолок, словно бы растворяющийся в космической бездне

Эстетика русского авангарда, которая современниками Казимира Малевича воспринималась неоднозначно, порождала споры и вызывала распри в художественной среде, сегодня служит неисчерпаемым источником вдохновения для архитекторов и дизайнеров, является заметным творческим ориентиром и своеобразной точкой отсчета. Яркий пример тому - интерьер московской квартиры, недавняя работа архитектурного бюро TOTEMENT/PAPER. Своими очертаниями квартира на плане напоминает латинскую букву L и состоит из широкой прямоугольной части с тремя оконными проемами и длинного узкого «крыла» с одним окном.

До реконструкции две несущие бетонные стены разбивали пространство на несколько небольших по метражу замкнутых помещений. Таким образом, изначально фантазия архитекторов в некоторой степени была ограничена особенностями планировки. Требования заказчика к функциональной составляющей интерьера оказались достаточно традиционными. Хозяин хотел спальню с гардеробной и ванной, гостевую комнату и открытый большой салон, включающий гостиную и кухню-столовую. Впрочем, с кабинетом, еще одним необходимым помещением, все оказалось не так просто. «Заказчик ожидал оригинального решения, - вспоминает один из авторов проекта Валерия Преображенская. - Кабинет задумывался как сердце квартиры, личная территория, не привязанная в планировочном отношении к окну. Изначально мы предложили более сложный вариант дизайна интерьера, в соответствии с которым пространство было наполнено криволинейными формами. Однако концепция поменялась, и в результате кабинет, скрывший детали несущей конструкции, оказался единственным неортогональным объемным элементом в пространстве».

В соответствии с логикой развития интерьера у квартиры появились передний и задний планы. Передний план - это салон, пространство которого сформировано замкнутыми объемами кабинета, гостевого санузла, а также диванной группой. Задний план, приватная территория (гостевая комната, хозяйская спальня с ванной), напоминает обособленное закулисье, являющееся, тем не менее, продолжением общего пространства. В такой конфигурации коридоры cвязывают в единую систему зону прихожей с приватным блоком и гостевую комнату со спальней хозяев.

По мнению авторов, белый цвет, преобладающий в интерьере, позволяет оптимальным образом выявить форму предмета. Примечательно, что самые известные архитектоны Малевича - «Альфа» и «Гота» - были также белыми. Однако в цветовой палитре архитекторов наряду с белым и черным присутствует и красный цвет. Вот что говорит по этому поводу Валерия Преображенская: «Действительно, красный, как дань уважения мастеру, появляется в виде акцентов, мазков, деталей. По Малевичу этот цвет символизирует движение, энергию, прогресс. Но ведь и сам архитектон-параллелепипед призван создавать напряжение и динамику, формировать нужный масштаб, осуществлять повороты стен без неестественных переходов». Как иногда шутят сами архитекторы, минималистские концепции появляются не от недостатка выразительных средств, а как следствие тщательного отбора в условиях их переизбытка. Проект Левона Айрапетова, Валерии Преображенской и их коллег демонстрирует справедливость этого наблюдения и убеждает нас в том, что любую дизайнерскую задачу можно решить изящно, если надстройка в виде набора профессиональных навыков имеет под собой надежный идейно-философский базис.

Левон Айрапетов: «Все ортогональные структуры интерьера, как плоскостные, так и объемные, являются лишь фоном, окружением для главного объекта, где совмещены две стихии - «белое» и «черное», форма и пустота, внешнее и внутреннее. Взаимодействия - слияние, взаимопроникновение противоположностей как основа для рождения новой формы, нового типа движения и, в конце концов, нового образа - это основная идея нашей работы»