Благородная 'серость' на ощупь

квартира общей площадью 188 м2 Марина Зайнетдинова

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Александра Шапиро

Автор проекта: Марина Зайнетдинова
Камиль Зайнетдинов
Светлана Вечер
Игорь Григорьев
Александр Широкий

Журнал: N2 (25) 1999

Еще в 1897 году эстет и строгий ценитель прекрасного Робер де Монтескью сказал: "Комната - это состояние души". И, словно следуя этому утверждению, живописные интерьеры Марины Зайнетдиновой сразу очаровывают, "берут душу в плен". Лишь спустя некоторое время, пройдясь по квартире во второй, в третий раз, начинаешь задумываться: чем? Изысканностью цветовой гаммы? Необычными деталями? Сложностью отделки? Или неожиданностью сочетаний разных фактур? Что ж, давайте попробуем ответить на эти вопросы "Для меня создание интерьера сродни занятиям живописью. Я прежде всего смотрю на стены, потолки и думаю: можно написать картину или нет?" - говорит Марина Зайнетдинова. Главное для нее - не перепланировка, не "выкраивание" свободного пространства (ради иной детали не грех и пожертвовать несколькими квадратными метрами), а создание теплой "среды обитания", созвучной "именно ему" - единственному и неповторимому в своем роде заказчику. В данном случае будущую "среду обитания" предполагалось организовать на объединенной площади двух- и трехкомнатной квартир. Как видно на плане, помещения подверглись довольно значительной перепланировке. Но после нее не возникло ощущение необычного, "навороченного" пространства со сложной динамикой. Все очень естественно и просто, даже, можно сказать, привычно и узнаваемо: небольшой холл, направо по ходу - кухня-столовая, соединенная с гостиной, прямо - современное помещение, создающее в квартире атмосферу традиционности и солидности, иными словами - кабинет-библиотека. По замыслу архитектора, кабинет "предваряет" спальню, в которой царит то же ощущение умиротворенного покоя. Небольшая подсказка хозяина, и вы, повернув налево, оказываетесь в эдаком светском развлекательном комплексе - здесь его называют кинозалом. Он условно разделен на две зоны - "просмотровую" (с большим телевизором и вместительным, как целый ряд в кинотеатре, диваном) и "каминную" (с кожаными креслами). Кроме того, кинозал ненавязчиво "укомплектован" небольшой современной кухонькой- баром и сауной. Стоит упомянуть и бывшие балконы, изящно превращенные в кабинете и спальне в окна-ниши, напоминающие романтичные эркеры. Непросто, в соответствии с образом владельца, была найдена цветовая гамма квартиры. "Когда приступаешь к работе с заказчиком, словно настраиваешься на его волну, начинаешь понимать, где, в чем ему комфортно, хорошо. Вот, скажем, квартиру для тебя я бы "выкрасила" в охристые, болотные тона. А интерьер для этого человека мне виделся во всем великолепии серого цвета в сочетании с какими-то неожиданными, сильными, характерными цветами", - рассказывает архитектор. Итак, тщательно, живописно подобранные цвета - одна из основных составляющих "фирменного" стиля Марины Зайнетдиновой. В ее палитре нет однозначных, ярких цветов, все они приглушены, построены на тончайших оттеночных нюансах, коим и названия-то, не будучи художником или поэтом, сразу не подберешь. Например, очень сложный цвет "пыльной розы" (им окрашена одна из стен кабинета) создавался путем смешения целых двенадцати колеров. "Прототипом" благородного, серебряно-серого тона кинозала послужило "пепельно-серое небо в дымчатых облаках, на которое смотришь сквозь летящий пух белых одуванчиков". Эффект "одуванчикового пуха", придавший основному серому своеобразное мерцание, достигнут благодаря сложной авторской технике: несколько разных восков, пигментов соединяются прямо на стене и кладутся неравномерными, сильными мазками. За всем этим стоит работа, кропотливая и очень трудоемкая. А в итоге - впечатление эфемерности: кажется, подует ветер, и "пуха" как не бывало. Сложной же пластики потолок кинозала выкрашен в нежные, холодноватой тональности серо-розовый и серо-салатовый тона. По определению Марины, это цвета "плавающих льдин". Ну а о колористическом богатстве тканей и говорить не приходится. Например, все тот же кинозал. Чернично-синяя (названная Мариной экзотично-интригующе - "китайская синяя") кожаная обивка кресел, иссиня-черный тисненый бархат диванных подушек, сверкающий воронено-черный шелк занавесей. В спальне - ручного плетения роскошное бархатистое покрывало, плотные шелковые и легчайшие тюлевые шторы, сочетающие глубокий темно-зеленый с цветом столетнего "бургунди". Марина Зайнетдинова - человек тактильного восприятия. Ей нравится сочетать в интерьере различные фактуры - гладкие с шероховатыми, отполированные с грубо вытесанными. А в этой квартире подобное "столкновение на ощупь" (камень и металл, холодноватые плиточные полы и "живой" паркет из ореха, керамическая посуда и стеклянные поверхности столиков) поддержано темой контраста примитивизма современного, технического и примитивизма "архаического", рукотворного. Так, камин "Манхэттен" и небоскреб-стойка для компакт-дисков мирно соседствуют с "пещерной" стеной в столовой, на которой Камиль Зайнетдинов воспроизвел подлинные рисунки древнеиндийских печатей. Технологичность интерьера кухни, нейтральность современной мебели только оттеняют ценность, неповторимость ручной работы и авторской живописи. И еще - подчеркивают неповторимость, бесценную индивидуальность "состояния души" хозяина. Ибо именно этой задаче подчинено все непростое и вдохновенное творчество создателей квартиры.