Дом-мажор
четырехуровневый особняк площадью 1058 м2 Сергей Кувшинов, Дмитрий Абрамишвили, Сергей Серегин, Ирина Такминева
Сэр Генри по прибытии в родовое поместье был глубоко потрясен. Американец - наследник нового века, рационалист, а не традиционалист - ощутил, как на него дохнуло средневековьем. Которое неукоснительно диктует свой порядок: яичница с беконом по утрам уступает свое первородство другому кушанью. И мажордом докладывает с гордостью: "Овсянка, сэр!"
Дом в виде крепости - эта старинная британская формула жизни детально реализована Сергеем Кувшиновым. Даром что крепость находится не на седых берегах туманного Альбиона, а в мажорном контексте Рублевского пляжа, на непочтительно ничтожном расстоянии от Московской кольцевой автодороги. Но о таком беспокойном соседстве здесь, на побережье с заманчивым видом на остров, ничто уже не напоминает.
Примечательно то, что "наследственный" величественный замок, которому пристало бы находиться в дальнем Средневековье, в центре безупречно "выдержанной" трехвековой лужайки, весьма разнится с характером и внутренним обликом хозяев. К слову заметить, для них самих образ нового жилища, еще не обжитого, не успевшего стать родным, стал полной неожиданностью: столь далеки они были от таких экзотических архитектурных пристрастий. (Единственная явная связь замысла и его реализации - давняя любовь хозяев к итальянской культуре, в особенности эпохи Возрождения.) И всегдашний принцип грамотного архитектора "опознать" в натуре хозяев их тайные, неизвестные им самим стилевые предпочтения, представления о вкусовых пикантностях и о домашнем комфорте кажется в этом проекте еще более удивительным, даже парадоксальным.
Так как заказчики, доверившие автору поиск художественного образа, не стремились ни к постмодерной иронии, ни к пародированию китчевой стилистики, что так свойственно смешливой молодежной "аудитории", но искали всерьез. Будучи людьми основательными, солидными, со сложившейся биографией и упорядоченной картиной мира. И доказательством тому может послужить третий этаж - современно стильный, лаконичный до броской элегантности: апартаменты, скрываемые "древней" каменной оболочкой фасада, принадлежат как раз тому персонажу современности, которому тридцать - возраст, за горизонтом коего все способно до неузнаваемости перемениться еще несколько раз.
Итак, готика. Сдержанным готическим шрифтом на камине начертана надпись по-латыни из средневековых книг по архитектуре: "Сделал что мог, пусть сделает лучше, кто может..."
Напутствие зодчих приобретает двойное толкование в готическом смысловом поле. (Готике отданы и цокольный этаж, и первые два жилых уровня.) Это не только лукавое приветствие из далеких времен, непревзойденных по новизне тогдашнего авангарда в искусстве, но и скромный намек на то, что нынешние последователи и не стремились к подразумеваемому превосходству: они лишь старательно учитывали опыт, перенося его в иную географическую и культурную среду. Отдавая первоисточникам должное уважение.
Парадная зала в первом этаже манифестирует в полном объеме ту эстетику, которая главенствует во всех помещениях.
Центральный декоративный элемент, привнесенный внутрь из экстерьера, - каменная кладка с "растресканными", словно от многовекового стояния, поверхностями. Логично "переводя" внешнее во внутреннее, камень знаменует в доме одновременно и зaмковое пространство с торжественными гулкими сводами, и галерею, словно опоясывающую здание извне. Слияние интра- и экстракомпонентов, столь характерное для итальянской домостроительной практики, получило воплощение в парадной подмосковной зале.
Как ни удивительно, но именно детали организуют архитектурное целое. Тщательно подобранная "старинная" итальянская мебель (сундуки и укладки, креслица и банкетки, скамьи и статуи), гравюры и эстампы, привезенные опять же из Италии, кованые решетчатые ограждения и витражи - все призвано служить главной готической "мысли".
И даже современная кухонная мебель (SIEMATIK) скромного сливочного цвета не противоречит предметному и идейному содержанию замка. (Кроме того, холодильник и другая бытовая техника упрятаны с приличествующей порядочному замку воспитанностью: достижения цивилизации не претендуют на "крупный план".) На этой кухне, конечно, приготовляют именно жаркoе.
Готическая парадная зала не обманывает ожидания посетителя, когда он продолжает знакомство с домом в столовой.
Обширный обеденный стол, окруженный высокими стульями с безошибочно узнаваемым готическим абрисом, не оставляет сомнений в том, что первоначальный замысел получает последовательное развитие. Тот же эффект - в гостиной с камином, смежной с трапезной.
Следование по домашнему "маршруту" всюду сопровождают фрески с античными сюжетами: и на лестничном марше, и по пути из холла в зимний сад, и в бассейне. Античная тема полноправно берет верх в спальне, и лишь "незавершенная" колонна, поддерживающая ложный пилон, - дань современной трактовке.
Третий этаж, напротив, совсем иной. И хотя высокий купол, который венчает современную гостиную, находится в одной из "средневековых" башен, отсюда, изнутри, в это поверить невозможно. Интерьерная концепция чисто выдержана в новейшем стилистическом жанре, тяготеющем к студийному.
Вряд ли можно предположить, что чинный мажордом регулярно посещает эти апартаменты. Тогда как присутствие дворецкого downstairs - более чем хозяйственная необходимость: это настоятельно предполагает стиль жизни.
Описание внешности и внутренности новоявленного замка само по себе не имеет познавательной ценности, если не сделать важного уточнения: историческая подлинность обусловливает здесь не только стиль, но и особую атмосферу.
Дом, при всем безупречном соблюдении итальянских реалий, оставляет по посещении мажорное, весьма приятственное впечатление. Возможно, мажорная эпоха московского Возрождения тому немало способствует. Равно как и тому, чтобы не просто сыграть в бильярд, но исполнить партию на бильярде. По издавна заведенному порядку - именно в половине десятого.
Сергей Кувшинов:
"Сначала мы вовсе не собирались возводить замок. Недостроенный дом, приобретенный заказчиками, напоминал развалины старинной церкви. И этот силуэт постепенно преобразовался в башенную средневековую идею. Кроме того, хозяева очень любят Италию. Влияние итальянской культуры стало главным стилевым ориентиром в дизайне".