Дом в Вильнюсе. Made in Lithuania
трехуровневый дом общей площадью 575 м2 Ритис Мажуолис
На страницах журнала наши читатели уже могли познакомиться с работами некоторых латышских архитекторов. Впервые мы публикуем проект их литовского коллеги. Внимание, которое SALON-interior уделяет частным проектам Прибалтики, обоснованно. Их отличает не только европейский подход к организации пространства, но и пристальное внимание к природе. Может быть, в этом кроется феномен прибалтийской архитектуры?SALON: Вопрос, который уже стал традиционным для нашего журнала, и все-таки:
как начиналась работа над проектом?
Ритис Мажуолис: С самого нуля. Во всех смыслах: мы вместе с хозяином выбирали участок. Малораспространенная пока еще ситуация, когда приглашают архитектора на этой стадии. Я считаю, что так намного правильнее. Иногда заказчики не совсем четко представляют объем работ и капиталовложений, с которыми они могут столкнуться в будущем.
А ведь это очень важно. Уже на предварительной стадии можно обсудить, что они хотят получить, и выбрать наиболее оптимальный вариант. С участием профессионала степень риска купить проблемную недвижимость намного меньше. Это как в медицине: чем раньше пациент обращается, тем легче поставить диагноз. А я и есть их семейный архитектор. Надо отдать должное, при выборе участка заказчики руководствовались скорее эстетическими соображениями, нежели практическими.
Они мало внимания обращали на отсутствие коммуникаций. Главным для них была природа. В конечном итоге выбрали участок прямо в городе, но в рекреационной зоне (в удивительном по красоте сосновом бору). Вот эта расположенность как бы в лесу и в тоже время в черте города больше всего и привлекла. С одной стороны, все близко - и работа, и школа, а с другой - экологически чистый район. Естественно, при работе над проектом возникла мысль использовать в дизайне экстерьерные мотивы.
S: Повлияла ли природная тема на архитектурную концепцию или речь идет о декоре?
- Несомненно, в первую очередь разговор идет именно об архитектуре. Я решал две задачи. Во-первых, чтобы композиционная структура дома вторила ландшафту. Поэтому при проектировании учитывался рельеф местности. Если Вы обратили внимание, крыша не плоская - это разноуровневая постройка. Во-вторых, дом должен был органично вписаться в пейзаж, окружающую среду.
К дороге он повернут глухой стороной и развернут во двор. С фасада дом, условно говоря, закрыт, несмотря на то, что вход располагается именно с этой стороны. Он раскрывается внутренней стороной. Здесь больше стеклянных поверхностей, более сложная архитектурная организация, чем у фасада, - тот проще по структуре. Гостиная, столовая и кухня - дневная зона - окнами ориентированы во двор. Можно любоваться пейзажем, видеть, как играют дети.
В целом архитектура дома довольно спокойная, уравновешенная и в то же время современная.
Смелые, авангардные решения, на мой взгляд, не для нашей климатической зоны. В данном случае необходим был представительный, солидный дом с оттенком старины. Для того чтобы он напоминал чуть-чуть английскую архитектуру, в отделке фасада фрагментами использовали клинкерный кирпич. Но задача не сводилась к тому, чтобы дом выглядел богатым. И сама архитектура, и интерьер должны были быть актуальными, современными.
S: Довольно часто под словосочетанием "современный интерьер" подразумевается минимализм.
В вашем случае это так?
- Не совсем. Действительно, минимализм - самый молодой стиль в дизайне и архитектуре. Его история насчитывает несколько десятков лет. И, наверно, наиболее адекватный сегодняшней реальности, коль уж он столь востребован. Эта тенденция существует, и с этим спорить бессмысленно. Но лично для меня минимализм слишком абстрактен. Человеку нужна вещественная "декорация" в жизни, тогда сильнее ощущается процесс жизни. Так же как без декораций невозможен спектакль. Если это семейный дом, то тем более в нем должно быть тепло и уютно.
Поэтому минималистский интерьер здесь, в этом проекте, неуместен.
S: Иначе говоря, о стилевых прототипах речи быть не может?
- Я не сторонник выдержанности стиля. Завязка на определенной стилистике - это, как правило, сужение потенциальных возможностей, которое может дать то или иное пространство. Стиль довольно жестко детерминирован, он не предполагает множественность прочтений. Интерьер же должен иметь настроение. А его можно создавать и решением объема, и декоративными приемами, присущими разным стилям. Комбинаций масса. И в этом доме для каждого помещения я пытался найти свое звучание, за исключением, наверное, комнаты мальчика-подростка, в которой явно прослеживаются мотивы хай-тека, техно. В спальной комнате романтическое настроение создают большие панорамные окна. Воздушности и легкости способствуют светлые, нейтральные тона и отделочных материалов, и мебели.
Сосновый бор напомнил о балтийском взморье. Так возникла идея дюн, в виде которых оформлен потолок. Естественно, в дальнейшем морскую тему захотелось поддержать, ее продолжение в ванной комнате. На окнах шторы из грубой ткани с плетением в виде сетки - такая "рыболовная снасть". "Осколки" плитки, которыми выложены пол и стены, имитируют морскую гальку. Маринистский сюжет часто используется в интерьере, но я старался не очень сильно эксплуатировать эту тему и подавал ее не в лоб, а какими-то намеками, акцентами, через ассоциативный ряд. В декоре, в цветовой гамме, в орнаменте, в отделочных материалах.
S: Функциональное решение тоже было нестандартным?
- Да нет, напротив. Планировка традиционная. На первом этаже представлена семейная зона (гостиная, столовая, кухня). Эти помещения связаны между собой, и я решил не идти в разрез с общей тенденцией и объединил их в одно смысловое пространство.
Однако полностью отказываться от какого бы то ни было зонирования не стал. Частично отделил гостиную от кухни и прихожей колоннами, в которые вдобавок спрятаны все коммуникации. Подумал, что совсем отделять кухню от гостиной не стоит: на ней мало готовят. К тому же стоит мощная вытяжка, поэтому дверь, даже стеклянная, не нужна. Приватные помещения, за исключением кабинета, - на втором этаже, что логично и привычно.
В этом смысле никаких изысков. Лестница, пронизывающая все три этажа, находится напротив входа. Хотелось изначально задать движению направление: или ты идешь в гостиную, или поднимаешься наверх. Когда к детям приходят друзья, они сразу отправляются на второй этаж и не мешают взрослым. Отдельно надо сказать о колоннах, стоящих параллельно лестнице. Доломитный кирпич, которым они обшиты, - еще одна аллюзия на тему средневекового замка. Первая, если вы заметили, в композиционном решении дома.
Бассейн расположен в нижнем, цокольном этаже. Это оптимальное решение для такого дома. В нашей климатической зоне, где купальный сезон длится пару месяцев, не рационально делать его открытым. Поэтому он "спустился" вниз. Для того чтобы помещение не превратилось полностью в подвальное, в потолке сделали просветы, через которые проникает солнечный свет. "Драматургия" помещения - подводная лодка. Как видите, морская тема не ограничена только оформлением второго этажа.
S: Предполагает ли интерьер смену декораций?
- Самый "долгоживущий" интерьер - классика. Современные интерьеры морально устаревают довольно быстро. Человек меняется, меняются его жизненные принципы, ориентиры, социальный статус, в конце концов, семейное положение. А если дизайн к тому же следует моде, то устаревание пространства идет по нарастающей. Что касается этого дома, мой прогноз: лет восемь-десять он продержится, а потом, вероятно, хозяевам захочется что-то поменять. Возможно, появятся другие тона, соответствующие будущей моде, но архитектура, надеюсь, останется.
Ритис Мажуолис:
"Я с удовольствием вспоминаю работу над этим проектом.
Мне повезло с з