Экология покоя

квартира общей площадью 167 м2 (Санкт-Петербург) Сергей Ивонин Квартира, оформленная в минималистском стиле. Функциональная логика и гармония пространства

Дата публикации 01.02.2001

Фото: Денис Щигловский

Текст: Сергей Воскресенский

Автор проекта: Сергей Ивонин
Евгения Чернова
Александр Белик
Елена Белик

Журнал: N6 (51) 2001

Жизнь в современном мегаполисе с ее бешеными ритмами, стрессами и эмоциональными перегрузками возвращает архаичному слову "покои" былую актуальность и наполняет его новым смыслом. Это - место для релаксации и даже психологической реабилитации, где замедляется бег времени. Именно определение "покои" как нельзя лучше подходит квартире на Петроградской стороне - замкнутой в себе, с особой эстетикой и собственными принципами Молодые супруги подыскивали себе жилье именно на Петроградской стороне - в уникальном заповеднике ар-нуво и неоклассики, "самом европейском" районе Петербурга. Им повезло - они нашли квартиру в одном из красивейших его уголков. А вот архитектору пришлось приложить максимум усилий, чтобы придать пространству функциональную логику и гармонию пропорций, гибко и эффективно использовать всю имеющуюся площадь. У всякой медали есть оборотная сторона. "Парадные" окна квартиры выходят в тесное ущелье проспекта, по которому с шумом проносится бесконечный поток машин. Именно ситуацией, а вовсе не нелюдимым характером и не замкнутым образом жизни хозяев обусловлена герметичность и интравертность этого жилища. Оно принципиально обращено "вовнутрь себя", и в этой безукоризненной изоляции интимного мирка от внешних раздражителей его обитатели находят высшее удовольствие. Здесь мебель демонстративно повернута "спиной" к окнам, да и сами пейзажи в оконных рамах, по большей части, исключены из обихода. Лучи солнца проникают сквозь плотный фильтр римских штор и полупрозрачные перегородки как сквозь толщу воды, приглушая и без того монохромную гамму и "размывая" контуры предметов. И возникает удивительное ощущение безмятежности и покоя. Нечто подобное испытывает человек, когда восстанавливает душевное равновесие, созерцая медленные перемещения рыбок в аквариуме. Этот эффект усилен плавной волнообразной линией подвесного потолка, объединяющего пространства гостиной, кинозала и кухни. От спрятанных за ним светильников исходит рассеянный свет, и полуколонны отвечают мягким мерцанием. Стилевые предпочтения хозяев и архитектора счастливо совпали: "Никаких излишеств; никакого давящего пышного ретро". Они оттолкнулись в своем поиске от минимализма - он немногословен, не напрягает, не грузит хозяина интерьера избыточной информацией (в чем и кроется секрет его популярности в эпоху информационного бума). И, отдав главенствующую роль чистым линиям, натуральным материалам, тонкой игре градациями цвета и фактурами поверхностей, тщательной выделке швов и стыков, селекции деталей - получили интерьер в "свободном экологическом" стиле. Его приметы присутствуют повсеместно: в строгих формах мебели, простоте стола из африканского дерева "альбиция роза" с "живой", чуточку щербатой столешницей; в крупном галечнике, доставленном с эстонского побережья Балтики; в подушках, набитых специально обработанной льняной куделью. Дудка австралийских аборигенов, циновка, светильники из рисовой бумаги вносят в царство экологии пряную нотку экзотики и служат символами пра-быта, когда человек еще пребывал в первозданной наивности и в ладу с природой. Обладать повышенной экспрессией и яркой семантикой образа в этом доме позволили только одному предмету. Это камин - фокус притяжения гостевой зоны (он и впрямь называется Focus). Посылаемый им message расшифровывается без труда: катастрофы, кораблекрушения, рваные пробоины в борту - это не с нами, не тут, не сейчас. Наша лодка надежно укрыта от житейских бурь в тихой гавани. Здесь, на уютных диванах у камина, глядя как за стеклом пылает яркий огонь, наслаждение покоем и блаженной оторванностью мира внутреннего от мира внешнего достигает своего апогея.