Игра на равных

квартира общей площадью 167 м2 (Новосибирск) Павел Романов

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Елена Притула

Автор проекта: Павел Романов
Лариса Шейко
Игорь Бахрамеев
Сергей Тарасов
Евгений Разважный

Журнал: N2 (25) 1999

Абстрактные линии и чистые геометрические формы всегда завораживают человека. Наверное, сказывается дремлющее в глубинах подсознания представление об "идеальности" круга или, например, квадрата. К концу XX века эти знаки вобрали в себя такое количество ассоциаций, что наш современник, попадая в интерьер, рожденный абстрактными формами, зачарованно подчиняется его движению. Смыслу, заложенному архитектором, отвечает впечатление зрителя - на основе этого "равенства" и начинаются игры с пространством... История создания этого интерьера похожа на сказку о полном взаимопонимании между архитектором и заказчиком. К Павлу Романову обратилась молодая семья из Новосибирска с просьбой оформить только что приобретенную квартиру в новом доме. Заранее было оговорено только планировочное решение. Заказчики хотели, чтобы квартира состояла из общественной зоны (прихожая, гостиная, столовая) и приватных покоев (спальня, детская и кабинет). Что же касается конкретного воплощения, то здесь архитектору предоставлялась практически полная свобода. И вот как он ее реализовал. Уже в прихожей ясно, сколь мощная энергия заключена в простирающемся впереди интерьере. В своем движении пространство заставляет выгибаться стены и, подобно глыбам льда, перемещает целые плоскости, "вынутые" из потолка и пола. Подталкиваемые этой энергетической волной, движемся и мы. Путь предопределен: уже от входной двери, с круглой мраморной вставки в паркете, видна вся перспектива движения. Конечный пункт - монолит камина с маняще мягким креслом и пуфом для ног. Впрочем, эффектная диагональ в рисунке пола прихожей - не только сильный декоративный акцент. Уводя посетителя в глубь квартиры, она отвлекает его внимание от проходов в частные покои, расположенные здесь же, слева и справа. Из-за особенностей первоначальной планировки было невозможно выделить приватные комнаты в единую зону. Автор проекта решил задачу просто и артистично: двери в спальню, кабинет и детскую искусно "прячутся" от посторонних глаз за выступами стен. Благодаря этой необычной пластике и цветовым контрастам подсветки потолка прихожая становится запоминающейся преамбулой, а не банальным переходом к "основной части программы". Широкий "портал" обрамлен двумя асимметричными зелеными полосами. В царстве строгой геометрии они неожиданно напоминают о каких-то тянущихся вверх диковинных растениях. Через этот проем мы и попадаем в просторную гостиную, объединенную с кухней и столовой. Мраморный восьмигранник на полу - своего рода "смотровая площадка" всей гостевой зоны. На нем можно остановиться и решить, какой именно отдых предпочесть. "Закрученное" пространство, выплеснувшись из прихожей, теперь разливается подобно озеру и успокаивается... После "бурного потока" прихожей кажется, что кухня буквально парит в невесомости. Таинственная подсветка подиума (созданного, кстати, с чисто практической целью - спрятать стояки и другие необходимые коммуникации), что называется, на глазах изумленной публики "отрывает" целый кусок помещения от земли. А из фальш-потолка над барной стойкой архитектор "вырезал ножницами" некую волнистую фигуру. И, повертев в руках, решил уложить зеркально в виде столешницы бара, а в зияющем вырезе появился загадочный зеленоватый свет. Последнее, что удерживает столешницу от свободного полета, - колонны необычной формы, вырезанные из дерева и дополненные металлическими деталями. Сложные работы по дереву и металлу, так же как нарезка и пескоструйная обработка стекла, были виртуозно выполнены строительной фирмой "Элсико" во главе с Сергеем Тарасовым. Детали из стекла - всевозможные полочки, стеллажи и стеклянные вставки в стенах и потолке - тоже возникли из-за "беспокойного" движения пространства. Казалось бы, ну что можно сделать со стеной над диваном в гостиной? Практически ничего: повесить на нее картину и оставить в покое. Но в этой квартире невозможна "спокойная" стена. Вращающийся поток света и воздуха не только "выгнул" ее, но еще и "прорезал" в ней нишу. Возникает ощущение, что эта ниша продолжает углубляться на наших глазах: раскрывающиеся веером подсвеченные полки только начали свое движение... Далеко не все детали интерьера были придуманы на этапе проектирования. Например, нестандартные приемы суперграфики (особая раскраска стен) - широкие цветные полосы на выгнутых стенах прихожей и гостиной, равно как и светящиеся квадратные ниши в потолке, возникли в уже "выстроенном" пространстве. Мистическим образом творение архитектора в какой-то момент начинает жить собственной жизнью. Теперь оно само диктует автору логику своего развития. А он лишь подчеркивает штрихами то, как "живет" этот ставший самодостаточным интерьер. Среди чистых линий контрасты фактур и цвета будоражат воображение особенно сильно. По словам П. Романова, человек не должен быть равнодушен к своему дому, он должен получать от него впечатления. Поэтому почти физически ощущается контраст между металлическим блеском алюминиевых стульев - и роскошным отливом бархатистой обивки кресла. Похожие приемы были использованы и в частных покоях квартиры. Те же суперграфика и эффекты цветной подсветки превращают спальню в абсолютно нетривиальное помещение. Рядом с "парящей в воздухе" пластиной, прошитой ниточкой светящихся квадратов, "выросла" тонкая перегородка. Ее прозрачные окошки вызывают любопытство - там явно виднеется другая комната... А вот и нет! То есть комната за перегородкой действительно имеется - это ванная, но видеть ее из спальни мы не можем: мнимые окошки оказываются зеркальными вставками. Однако осмотру ванной комнаты стоит уделить время. Самая экспрессивная ее часть - угловая ванна в обрамлении блестящих металлических колонн. Они буквально вонзаются в остроконечные изломы фальш-потолка, светящегося всеми своими "звездами". В спальне, как и в гостиной, потолок находится вне действия закона земного притяжения. Такое впечатление, что необычайно легкое полотно инопланетного происхождения, мерцая магическим квадратом огней, спустилось с неба. Голубоватое "небесное" свечение проникает в комнату по краям "космического чуда". И все же мы на земле: у изголовья кровати возвышается перегородка необычного рисунка. А за ней - вполне земная и очень нужная вещь: гардеробный шкаф. Выделить под гардеробную отдельное помещение не было возможности, и ее выгородили как специальную зону в спальне. Единственная комната, оформление которой было специально оговорено заказчиком, - это кабинет. Обставленный стилизованной под викторианскую эпоху мебелью, он служит "хранилищем" охотничьих ружей и трофеев хозяев квартиры - страстных любителей охоты. Детская же, находящаяся рядом с кабинетом, возвращает нас в мир "подвижной" геометрии. Среди ярких, веселых красок этой комнаты повторяется фокус с "вырезанным" потолком. На сей раз, совсем как в знакомых с детства коллажах из цветной бумаги, "вырезали" большой треугольник и, забавно его перевернув, поставили обратно. Интерьер квартиры, родившейся в далекой и холодной Сибири, так же "молод" и динамичен, как его хозяева. Он живет, доставляя им истинную радость пребывания в собственном мире.