История про Ван Эйка, хай-тек и королевские стулья
дом площадью 700 м2
SALON: Роспись в интерьере - вещь довольно-таки спорная. Тем не менее вы решились на нее, да еще в таком мощном исполнении...
Анна Троско: Мы придумали для себя схему, принцип работы над интерьером. У нас всегда есть композиционный центр, или, как мы его называем, декоративное пятно, которое создает характер и формирует атмосферу всего интерьера. В свое время мы много работали над восстановлением старой живописи, фресок, используя при этом современные материалы. Как правило, в основе "пятна" роспись на левкасе. Левкас - это подоснова, которая применялась в русской иконописи. Наши художники разработали технологию использования грунта не на дереве, а на каменной поверхности. У левкаса глянцевая фактура, она дает особенную глубину, краски на нее ложатся по-другому, и фрески получаются просто светящимися.
В процессе реконструкции этого дома была снесена часть внутренних перегородок, для того чтобы открыть пространство, уйти от замкнутых помещений. Если посмотреть на план, хорошо видна несущая стена, проходящая через весь дом. Стена с росписью и стала тем смысловым центром, вокруг которого завязываются все остальные события, ему подчинен дизайн остальных помещений. На контрасте со старой поверхностью особенно эффектно смотрится стеклянная хай-течная лестница, словно бы выходящая из стены. Ультрасовременная конструкция как бы обрамляет это живописное полотно. Мы пытались сделать ее максимально прозрачной, чтобы рисунок на заднем фоне не только просматривался, но и чтобы при всем объеме технодеталей это было вкусно и интересно. Кроме того, чтобы еще больше выделить "пятно" в окружающем пространстве, пару метров вокруг него мы оформили в едином с росписью ключе. Мозаичный пол из состаренной мозаики и бежевый потолок привлекают к ней больше внимания. При таком мощном акценте, как роспись, остальной интерьер должен был быть более нейтральным, спокойным, ровным.
S: Почему вы остановились на работах именно Яна Ван Эйка?
Дмитрий Казакевич: Свои эксперименты мы начинали с обычной росписи. В небольших объемах это работало, но когда перед тобой задача связать воедино как минимум два этажа, просторную гостиную с несколькими зонами... В общем, необходимо было более монументальное решение. Для такого объема требовалось много фрагментов, к тому же хотелось единой истории. Творчество этого фламандского художника позволяло обойтись без повторов сюжетов и, кроме того, нравилось и нам, и заказчику. Мы взяли самые известные его произведения и составили коллаж. Основной фон - состаренная роспись с изображением арочных сводов - решен в оттенках сепии. Люди, ангелы и детали сделаны уже в технике левкаса. Фигуры как бы выходят из этого фона. Фреска становится многоплановой, появляются нюансы. Живопись Ван Эйка - поздняя готика, когда в архитектуре господствовал романский стиль, поэтому и в нашем интерьере (как продолжение этой темы) появились элементы романского стиля - колонны, переплетения. Так, вход в одну из спален оформлен в виде арочного свода, характерного для этого стиля.
S: Декоративное "пятно" есть везде?
А.Т.: В каждом помещении есть свой центр, которому подчинены планировочное и декоративное решения комнаты в целом. В гостевой спальне это стена с выгравированными латинскими изречениями, в столовой - импозантные стулья с коронами.
S: Они и вправду похожи на короны...
А.Т.: Хозяева увлекаются живописью и собрали хорошую коллекцию картин, которую мы разместили в столовой. Живопись сама по себе яркий декор, и нагружать пространство дополнительно не хотелось. Поэтому никаких изысков: современная кухня, барная стойка для завтраков, большой стеклянный стол. Эта зона получилась функциональной и ровной. Чтобы поддержать картины и придать помещению парадность, мы выбрали оригинальные стулья современной формы, но с классическим декором в виде корон. Коллекция так и называется - Regale, что в переводе с итальянского значит "Королевские"...
S: А в общем стиль - это эклектика?
Д.К.: Да. В этом доме живет семья, и надо было учитывать интересы всех ее членов. И, естественно, жилая среда не могла быть однородной. Мы постарались выдержать общественные зоны в рамках одной концепции, а приватные решены несколько иначе. Но в целом, думаю, все получилось как и задумывалось.
Сергей Давидович: "В этом проекте мы не только решали дизайнерские задачи, но и осуществили серьезную реконструкцию: увеличили площадь дома с 500 до 700 квадратных метров и практически полностью его перестроили. Пристроили бассейн, технические помещения, эркер в гостиной, сделали балконы, террасы. Первый этаж благодаря сносу внутренних перегородок стал единым пространством. Все спальни были оборудованы гардеробными комнатами и санузлами. Мы постарались создать все необходимое для полноценной жизни за городом"