Как COVID-19 улучшил бизнес дизайнеров: узнали из первых уст
2020 год был непростым. Тем не менее, российские профи рассказывают о том, какие положительные изменения пандемия привнесла в их работу.
В связи с пандемией многие дизайнеры, архитекторы, дизайн-бюро были вынуждены внести корректировки в свой бизнес: одни начали делать проекты удаленно или включили новую услугу дизайна помещений, другие — сократили штат и отказались от идеи офиса. О том, какая из принятых вынужденных мер принесла пользу, рассказывают российские дизайнеры.
Ася Бондарева: «К нам начали больше обращаться с запросами на переделку уже существующего интерьера»
Дизайнер Ася Бондарева.
«Ситуация с пандемией сначала заставила нас понервничать — закрылись многие производства, начались задержки с поставками, но уже к маю все стало более-менее прогнозируемым. Клиенты начали получать свои заказные позиции. Западные коллеги нас заверили, что проблем с поставками не будет, все пойдет своим чередом. Так по сути и случилось, серьезных задержек мы не заметили.
Так как многие начали работать удаленно и больше бывать в своем доме, люди стали задумываться об удобстве и обустройстве своего жилища. У нас появилось больше запросов на переделку уже существующего интерьера. Мы сформировали пакет услуг по декорированию и переоборудованию интерьера. Обновили список партнеров по реставрации и перетяжки мебели. Сформировали с нашим прорабом бригаду рабочих, которые готовы браться за небольшие переделки с упором на отделочные работы.
Интерьер кухни-гостиной. Дизайн: Ася Бондарева. Фото: Александр Володин.
Сейчас стало сложнее с выездами по салонам — не все клиенты хотят контактировать с большим количеством людей, поэтому мы начали собирать библиотеку материалов в своей студии. Многие поставщики тоже быстро сориентировались и предоставили нам необходимые для работы образцы. Теперь мы проводим встречи с клиентами у нас в студии, показывая все материалы. Это оказалось очень удобным способом взаимодействия, который мы даже после снятия всех ограничений обязательно будем применять в своей работе».
Илья Насонов: «Мы сократили штат и сняли офис на троих еще до пандемии, и эти меры отлично сработали в режиме самоизоляции»
Илья Насонов, дизайнер, основатель студии Nasonov Design Werke.
«Надо сказать, что кризис в нашей студии начался гораздо раньше пандемии: еще в 2018 году. Долгое время я был уверен, что для создания успешного бизнеса нужен большой офис и много сотрудников… И вот, они все копошатся с проектами, делают визуализации, а я сижу в отдельном кабинете и принимаю решения, звоню по телефону, выезжаю на объекты. Но, когда ты на протяжении полугода судорожно ищешь средства для оплаты уже просроченной аренды и уже просроченной зарплаты, в какой-то момент становится дурно от того, что все деньги, которые могли бы пойти тебе на пользу, идут на оплату долгов. Поэтому еще до пандемии с нашими друзьями дизайнерами мы сняли офис на троих, отказались от части сотрудников, других перевели на удаленку. Я сосредоточился на преподавании. Глядя на уходящий 2020 год, я могу с уверенностью сказать, что эти вынужденные меры отлично сработали в режиме самоизоляции. Хотя, по сути, они были приняты намного раньше. Я думаю, что просторный офис больше не будет нужен в принципе. И это актуально не только для дизайн-студий или архитектурных бюро, а для вообще всего бизнеса, который так или иначе завязан на аренде недвижимости, на аренде офиса и на интеллектуальном труде.
Фрагмент гостиной в загородном доме. Дизайн интерьера: Nasonov Design Werke. Фото: Евгений Кулибаба.
Тайм-менеджмент превратился из книжного ярлыка в осознанную необходимость. Благодаря всевозможным сервисам можно создавать облачные хранилища, в которых есть расписание задач и все, что связано с управлением. Впрочем, это скорее добавляет работы руководителю, нежели рядовым сотрудникам. Похоже, тоже придётся смириться с этим в ближайшем будущем.
Еще одна тенденция, которую я отмечаю, это активизация работ с общественными интерьерами, где скорость проектирования нужна больше всего. Здесь не нужны выхолощенные визуализации — достаточно скетчап моделей, ручных набросков, а дальше — в режиме авторского надзора решаются проблемы, как переодеть день в ночь.
Пожалуй, я бы ещё добавил про домашний кабинет — изолированное пространство, созданное для того, чтобы работать. В этом пространстве лично я выбираю несколько важных вещей: ноутбук или планшет со стилусом (во время конференции в Zoom можно рисовать поверх эскизов и чертежей, и проблема передачи графической информации просто отпадает); монитор с диагональю экрана 29 или 32 дюймов (нужно просто подключить ноутбук к этому монитору и смотреть чертежи станет гораздо удобней).
Но, пожалуй, самое комичное в этой ситуации — то, что проблемы стройки эти технологии не решают: нужно ехать на объект и ругаться со строителями. Классика! Так что, как говорит один американский поэт-песенник: «Нормально делай, нормально будет!»
Любовь Пивоварова: «В период карантина можно было посмотреть новинки европейских фабрик, не выходя из дома»
Дизайнер Любовь Пивоварова.
«Эпидемиологическая ситуация особо не повлияла на наш бизнес. Многие стали задумываться о строительстве загородной недвижимости. И устранять недоделки дома, на которые в обычном режиме просто не хватало времени или не было акцентировано внимание. Да, были моменты с задержками материалов, либо приостановка нескольких объектов в связи с финансовыми трудностями заказчиков. Многие сферы пострадали и одна цеплялась за другую. Но постепенно, летом, ситуация выровнялась.
Фрагмент кабинета.
Мы сделали акценты на финишное декорирование дома предметами интерьера из наличия и коврами. Из плюсов — представители фабрик стали более открытыми в общении и лучше реагируют на запросы онлайн. Потихоньку все переходят на этот режим. Стало проще отправить фото образцов по WhatsApp или провести конференцию в Zoom, и не тратить время на дорогу. В период карантина можно было посмотреть новинки европейских фабрик, не выходя из дома. Поэтому в каких-то моментах удалось превратить минусы в плюсы».
Дмитрий Коршунов: «Пандемия подтолкнула потенциальных клиентов довериться нам в удаленном проекте»
Архитектор Дмитрий Коршунов, сооснователь студии Korshunov Architects.
«Как ни странно, но COVID-19 повлиял на наш бизнес положительно. Поскольку мы делаем проекты уровня выше среднего, то наш клиент часто может откладывать вопросы дизайна, а в пандемию он, наконец, решил заняться своей недвижимостью. Это увеличило количество проектов. Единственное, что осложнило нашу работу, так это текущие стройки: они были заморожены на тот период, когда необходимо было производить «шумные» работы. В остальном все шло в штатном режиме.
Дополнительных мер для улучшения ситуации мы не применяли. Обмеры помещений мы заказывали у знакомых геодезистов. Все согласование проводили по телефону и электронной почте.
Фрагмент интерьера. Дизайн: Korshunov Architetcs.
Пандемия скорее подтолкнула наших потенциальных клиентов переступить барьер «контроля» и довериться нам в удаленном проекте. Безусловно, у нас есть опыт удаленных проектов, так что мы были готовы как никогда. Невзирая на обстоятельства, мы продолжим развиваться и подстраиваться под новые ситуации, которые подкидывает нам жизнь».
Александр Гликман: «Все освоили новые возможности онлайн-общения»
Архитектор Александр Гликман.
«Я уверен, что нет профессий, кроме фармацевтов, нет архитекторов, которым время пандемии принесло положительного больше, чем отрицательного. Общая экономическая стагнация, полный пересмотр приоритетных тенденций в жизни и потребление предметов роскоши, новое строительство уменьшились в десятки раз. Однако у нас организация проектирования и связанных с ним работ, коммуникация с персоналом и клиентами принципиально не подверглись изменению. Работа онлайн, обсуждения онлайн, отчеты онлайн — для нас все осталось неизменным.
Автор проекта: Александр Гликман.
Из положительного.
1. Улучшилась компьютерная база сотрудников.
2. Все освоили новые возможности онлайн-общения.
3. Появился новый опыт и возможность пересмотреть свои жизненные планы, взаимоотношения к близким и к обществу, политическому устройству окружающих государств всего мира.
Я уверен, что все человечество приобретет положительный опыт и осознание необходимости жить в мире вместе и быть готовыми к борьбе с болезнями и вирусами, которые появляются не просто так. А также — начнет бережно относиться к окружающей среде, экологии, развивать зеленую энергетику и материалов, создавать новейшие формы совместного безопасного существования».