Как COVID-19 повлиял на бизнес дизайнеров: впечатления профессионалов
Пандемия внесла кардинальные изменения в работу дизайнеров и архитекторов. Но все ли они отрицательные? Специально для Salon.ru 5 профессионалов делятся своими мыслями и опытом.
События 2020 года — COVID-19 и карантин — для многих стали потрясением. Какие изменения в бизнес и мышление дизайнеров внесла пандемия — узнали из первых уст.
Архитектор Сергей Трегубов: «За счёт новой услуги моя студия выжила в период карантина»
«Уже в марте мне было понятно, что нас закроют. Я, как сумасшедший, набирал проекты: передо мной стояла задача обеспечить работой команду. В ход пошли и скидки, и дополнительные бонусы — лишь бы взять объект в работу. Поэтому во время карантина мы продолжали работать, видеоконференции стали нормой жизни, появилось время для систематизации работы. Чтобы не потерять связь с командой, каждое утро мы делали видеосозвон, а по пятницам — виртуальные корпоративы.
Период пандемии оказался хорошей проверкой на адекватность и наших партнеров. Многие показали себя максимально ответственными и вариативными в плане решений поставленных задач. Нам открывали склады, привозили образцы к заказчикам, записывали видеообзоры керамики и сантехники.
Поскольку никого из своей команды я не хотел подвергать опасности, а, чтобы выйти из дома, нужно было специальное разрешение (в список компаний, которым разрешено перемещаться по Москве, дизайнеры и архитекторы не входили), я устроился курьером к друзьям (у них было разрешение на перемещение по городу) и как курьер ездил на замеры объектов и склады при необходимости.
Чтобы привлечь новых клиентов, мы с бизнес-партнером Ольгой Савченко каждую среду организовывали прямые эфиры по темам в сфере дизайна: перепланировки, формирование дизайна в детских комнатах, эргономика и многое другое. Благодаря этому мы постоянно напоминали своей аудитории о том, чем мы занимаемся.
В определенный момент я осознал, что достаточного объема заказов не поступает, чтобы сохранять стабильность зарплаты у штата, и мне пришла в голову идея создать новое направление внутри студии — дизайн по помещениям. Ведь на карантине люди стали уставать от своих интерьеров, но желания переделывать всю квартиру у них не было, а вот поменять пару комнат в квартире казалось отличным выходом из ситуации. За счёт услуги «One room» моя студия выжила в период карантина и получила дополнительную ветку развития. Так, к своему счастью, я сохранил всю команду и смог оставить их зарплату без изменений».
Архитектор Ирина Островская: «Работы стало очень много, и очень интересной»
«COVID-19 не обошел нас стороной: от коронавируса умер мой любимый прораб, с которым я работала 20 лет. Сейчас я заканчиваю начатые объекты без прораба. Стараюсь больше вопросов решать удаленно, делать меньше вылазок в салоны. На стройках все в масках и стараются стоять подальше друг от друга. Конечно, много рабочих болеет, и это задерживает процесс, но заказчики относятся к этому с пониманием.
Несмотря на всю нестандартность сложившейся ситуации, не могу сказать, чтобы в работе были какие-то простои, наоборот: работы очень много, и очень интересной. Из-за эпидемии многие стали серьезней относиться к выбору жилья и ремонту, хотят более просторное и комфортное жилье и красивый дизайн. Многие клиенты решились на строительство загородного дома, а те, кто собирался строить дачу, строят дом для постоянного проживания. Очень много архитектурной работы.
Еще я заметила, что все больше клиентов из-за высокого курса евро отдают предпочтение российским производителям, особенно это касается столярки (двери, паркет, кухни, встроенная мебель). Я много лет работаю с российскими производителями мебели Antik Style. Они прекрасно работают с мебелью и дверями в классическом стиле и в стиле ар-деко. Качество не хуже итальянского. Сейчас перестраиваются на современные кухни, мебель и гардеробные. Но, к сожалению, до сих пор не вижу альтернативы итальянской мягкой мебели и свету на люксовых объектах в современном стиле. Дело и в качестве, и в дизайне. Подделки ставить невозможно, а разработать дизайн того же уровня — тоже большие деньги и время. Кстати, все чаще наши клиенты заказывают у российских производителей и из патриотических соображений: хотят дать работу своим, а не кормить итальянцев, немцев».
Дизайнер Светлана Дикушина: «Все встречи с заказчиками стали уютнее, прямо на стройках, в реальном пространстве»
«Пандемия внесла серьезные и значительные коррективы в рабочий процесс. Она дала возможность всем остановиться и подумать, переосмыслить многие позиции, снизить скорость восприятия многочисленного, сфокусироваться на деталях и таком понятии как эксклюзивность. Я, как и все, перенесла офис домой и начала работать в режиме онлайн. Надо сказать огромное «спасибо» подрядчикам, что наладили и усовершенствовали свои сервисы по обслуживанию и логистике. Несомненно, это плюс.
Кстати, все встречи стали уютнее, прямо на стройках, в реальном пространстве. Нет бешенного ритма, все стали ценить мгновение и наслаждаться. Даже общение с заказчиками стало проходить по-иному, 30% — по проекту, а остальные 70% — это уже более личное, земное.
Ну, и известный факт, что дорога отнимает кучу времени, теперь его можно потратить на дополнительное обучение и развитие личности. Или заняться тем, что откладывала в долгий ящик: например, я вспомнила, как держать кисть и чувствовать холст — времена университета и сессий. Такую важную часть нашей профессии как насмотренность можно компенсировать просмотрами качественного кино с диковинными интерьерами. Не люблю лекции онлайн, я в них не включаюсь, а кино со своим сюжетом дает некое погружение в другой мир. Из последнего, что мне запомнилось, это фильм «Эмма» 2020 года по роману Джейн Остин и сериал «Ход королевы». «Восемь женщин» тоже хорош, по костюмам.
Но и минус все же тоже есть — это закрытие всех выставок и реального общения на них, что бесценно в мире технологий и гаджетов. Я, вообще, сторонник тактильности и обнимашек».
Дизайнер и декоратор Инна Зольтманн: «Пандемия позволила мне поднять стоимость услуг и сосредоточиться на небольшом круге заказчиков»
«Очевидно, люди осознали и почувствовали, что интерьер их дома или квартиры — это очень важно. Если раньше они проводили весь день вне дома, а вечером приходили уставшие и не обращали внимания на какие-то неприятные нюансы, то сейчас человек остался со своим интерьером наедине и был вынужден рассматривать его в режиме 24/7.
Для некоторых людей этот опыт оказался травматичным: выяснилось, что неправильно сделанный интерьер или некоторые его детали, к которым отнеслись без должного внимания, очень раздражают при длительном нахождении в таком пространстве. Это случается, когда интерьер сделан без души, под копирку.
На самом деле проектирование и оформление жилого пространства — это всегда индивидуальная работа. Я делаю мои проекты последовательно, продумывая каждый сантиметр пространства, тщательно подбираю все предметы и все сочетания. Если заказчику не нравится — вместе думаем дальше. Поэтому во время карантина очень заметно вырос спрос на кастомизацию, на уникальные индивидуальные интерьеры, которыми я занимаюсь — это оказалось жизненно важным вопросом. Все это позволило мне поднять стоимость услуг и сосредоточиться на небольшом круге заказчиков, которым я могу посвятить максимум моего времени и внимания.
Для меня очень важна работа с образцами, потому что при подготовке проекта я проверяю их на совместимость, причем обязательно при дневном свете. Моя коллекция материалов постоянно обновляется, и нынешним летом остро встал вопрос о расширении студии, создании специальной библиотеки материалов и проектировании удобных стеллажей, так как объем образцов мрамора, гранита, паркета, тканей, обоев, плитки и других материалов, необходимых для создания полноценного проекта, превысил мои нынешние возможности хранения».
Дизайнер Асмик Калантарян: «Люди начали понимать ценность хорошего дизайна»
«У меня небольшая команда: нас десять человек. Когда началась пандемия, мы быстро освоили программы для работы онлайн. А еще на «удаленке» мы сплотились как никогда: ведь через экраны компьютеров мы имели возможность побывать дома у каждого, послушать, как плачут или смеются наши малыши, как лают собаки.
Сейчас быть дизайнером или архитектором — большой плюс, так как мы креативны и умеем быстро реагировать и принимать решения. Я верю, что такая ситуация дает нам шанс научиться чему-то новому, стать лучше и сильнее.
После того как мы прожили взаперти некоторое время, моей первой мыслью было — это послужит тому, что люди начнут понимать важность хорошего дизайна интерьера и станут чаще обращаться к профессионалам, а именно к дизайнерам и архитекторам, которых, может быть, немного недооценивали до недавнего времени. Ведь только сейчас многие поняли, как дизайн интерьера может повлиять на физическое и психическое здоровье посредством грамотно подобранных материалов, освещения, работы с колористикой помещения и акустикой. Также ценно наше умение сделать интерьер «гибким», то есть при желании соорудить домашний офис или место для занятий спортом или учебой (сегодня это частые запросы наших клиентов).
На данный момент я не даю никаких прогнозов на будущее, но одно могу сказать точно: мы любим то, что мы делаем. Мы как никогда сконцентрированы на работе, целеустремленны, мы понимаем — то, что мы сделаем сейчас, будет иметь хорошие либо плохие последствия. Профессиональная интуиция сейчас хороший помощник, но владение информацией — лучше. Мы должны понять и принять ситуацию, но в наших силах сделать мир лучше и красивее».