Как согласовать проект с заказчиком: опыт дизайнера + лайфхаки
Дизайнер Марина Поклонцева — о важности технического задания, доверия и личного общения с клиентом.
Любой проект — это прежде всего творческая работа, в которую дизайнер вкладывает не только душу, но и много профессиональных усилий. «Конечно же, нам хочется, чтобы любая наша работа воспринималась заказчиками на ура, а любое новаторское решение быстро согласовывалось, — делится мнением Марина Поклонцева. — Возможно ли это? В большинстве случаев да, но это вопрос тщательной подготовки, смысл которой плавно подвести заказчика к пониманию того, что ваш проект — это именно то, каким заказчик хочет видеть свой дом. Как этого добиться? Есть несколько способов».
Дизайнер Марина Поклонцева.
1. Заполняйте техническое задание в располагающей атмосфере
Дизайнер Марина Поклонцева.
Для начала соберите и изучите информацию о самом заказчике. Многие дизайнеры, впрочем, как и их клиенты, не любят заполнять длинные анкетные листы и опросники. Это скучно, занимает много времени (1-2 часа) и чаще всего заказчики не любят проделывать подобную работу, так как или не понимают, чего хотят (картинка еще не сформировалась), либо не знают технических нюансов желаемых материалов или боятся того, что подпишутся под техническим заданием, а потом уже не смогут ничего поменять в проекте.Задача дизайнера, донести до заказчиков, что заполнение технического задания и психологического опросника в их же интересах, и по возможности сделать эту важную процедуру интересной и веселой.
Я всегда стараюсь заполнять техническое задание со всей семьей в уютном кафе, с десертами и множеством картинок — для примера. У меня подготовлены папки с подборками из интерьерных журналов по разным стилям. За просмотром интерьеров легче заполнять анкету. Это разряжает обстановку и помогает мне собрать ценный материал.
Интерьер кухни-гостиной в ЖК Мосфильмовский. Дизайн: Марина Поклонцева.
Я понимаю, кто принимает в семье финальное решение, у кого какой график, интересы и, самое главное, эстетические предпочтения. Довольно часто у мужа и жены противоположные вкусы, любовь к разным цветам и разные чувственные уровни восприятия освещенности. Не выявив этих нюансов, дизайнеру сложно будет подготовить подходящий проект.Грамотно составленное и заполненное техническое задание — необходимая основа и приложение к основному договору, оно должно быть подписано заказчиком обязательно. Мой личный лайфхак по заполнению: в случае, если ваш клиент еще не знает или не понимает, например, какое он хочет напольное покрытие на кухне (плитку, натуральный камень или что-то из дерева) то в графе можно написать — «на усмотрение дизайнера». Ваш заказчик подписал задание, а значит, подтвердил, что готов принимать ваши решения.Интерьер спальни в ЖК Мосфильмовский. Дизайн: Марина Поклонцева.
2. Не бойтесь предложить больше вариантов планировок, чем требуетсяУ нас есть вся необходимая информация, можно приступать к проектированию. Мне часто задают вопрос: «Сколько делать вариантов планировок?». Я знаю, что есть дизайнеры и архитекторы, которые уверены, что если техническое задание правильно составлено, то идеальная планировка может быть только одна и не надо баловать заказчика. Вы профи, а значит, лучше знаете, что идеально в каждом конкретном случае. Возможно, это и так, но если вы профессионал, то в процессе проектирования всегда видите открывающиеся возможности пространства, которые могут понравиться заказчику, просто он о них не знает. Мы же должны установить доверительную связь с заказчиком, а значит, нужно показать, что мы заботимся о его пространстве. Мне не сложно предложить клиенту альтернативные решения.
Интерьер гостиной-столовой в ЖК Grand Deluxe на Плющихе. Дизайн: Марина Поклонцева.
Обычно в договоре я прописываю 3 возможных варианта планировок, если я увижу только одно решение, то предложу только его, ну если их будет 5, то обязательно и их тоже покажу. У меня был случай, когда я сделала планировку квартиры площадью 150 кв. м для семьи из 4-х человек (мама, папа и две девочки). Семья планировала расширяться и мне дали задание спланировать детскую не только для двух девочек, но еще и для двух мальчиков. Поскольку два мальчика были пока только виртуальными, мама не особо вникала в планировку детской для мальчиков, а вот комната для девочек не давала ей покоя. Я сделала 10 вариантов расстановки в детской для девочек. Подвигать мебель в комнате 18 кв. м несложно, зато моя клиентка была уверена, что она видела все возможные варианты. Среди них мама нашла оптимальную, по ее мнению, расстановку, я попросила подписать согласованный вариант и с этим вариантом я продолжила дальше работу.Интерьер спальни в ЖК Grand Deluxe на Плющихе. Дизайн: Марина Поклонцева.
3. Смысловое и декоративное наполнение — никаких мелочейКогда уже есть утвержденные планировка и расстановка мебели в каждом помещении, нам остается наполнить концепцию цветом, предметами, текстилем, декором. Это очень важный этап и тут нет мелочей. Дизайнеры по-разному представляют свою концепцию: кто-то готовит мудборды, коллажи или просто делает презентацию с раскладкой образцов всех материалов на столе и скетчами в карандаше.Лично я предпочитаю коллажи, в них легче всего внести корректировки по цвету, поменять какой-то предмет мебели и еще раз показать заказчику. Конечно же, такой согласованный коллаж мои заказчики не только утверждают, но и подписывают.
Интерьер кухни в особняке в Щелково. Дизайн: Марина Поклонцева.
4. Финальные эскизы и личное общениеИ только после утверждённой концепции, подбора мебели и света я приступаю к эскизам. Поэтапное согласование как технических, так и декоративных элементов плавно подводит заказчиков к четкому понимаю того, как будет выглядеть их интерьер в итоге. Получая эскизы, они фактически уже знают, какое будет изображение – эскизы не поражают и не удивляют, так как такая задача и не ставилась, а собирают в их головах всю пройденную работу воедино. Именно поэтому, мои интерьеры, представленные в виде эскизов в проекте, практически не отличаются от их реализации. Все уже согласовано и принято заказчиками, зачем что-то менять? Я всегда на первой встрече с клиентами показываю свои предыдущие проекты и реальные фотографии после реализации. Это 100% подтверждение того, что было спроектировано, то и будет реализовано.
Интерьер гостиной в доме в поселке Графское. Дизайн: Марина Поклонцева.
В одной из групп, где профессионалы делятся своим опытом общения с заказчиками, дизайнер написала, что заказчики оплатили половину работы, но когда дошло до эскизов, то им не понравилось. Они не увидели «вау-эффекта», и девушке пришлось отказаться от дальнейшего сотрудничества. Я понимаю, что такие клиенты встречаются, но если в договоре и в подписанном техническом задании «вау-эффект» не присутствовал, а вся работа согласовывалась поэтапно, то такая ситуация не должна была возникнуть. Либо вы объясняете заказчику про четко сформулированное задание, либо напоминаете про пункт «На усмотрение дизайнера».
И еще один мой личный лайфхак — никаких почтовых пересылок проекта заказчикам на важных этапах согласования. Только личное общение: так вы можете понять реакцию, контролировать процесс согласования и разъяснить важные моменты в проекте. Показали, объяснили, утвердили, подписали и только потом переходим к работе над следующим этапом.
Интерьер кухни в доме в поселке Графское. Дизайн: Марина Поклонцева.