Космогония второго неба

квартира общей площадью 203 м2 (Санкт-Петербург) Олег Ширинкин, Андрей Негодяев Моделирование Санкт-Петербурга XIX века в отдельно взятой квартире. Белые балочные конструкции как образ неба

Дата публикации 01.05.2001

Текст: Людмила Лихачева

Фото: Петр Лебедев

Автор проекта: Андрей Негодяев
Олег Ширинкин
Иван Бондаренко

Журнал: N9 (54) 2001

Федор Достоевский назвал Петербург "самым умышленным городом на земле". Архитектурная идея этой квартиры - моделирование "города в городе", уменьшенная проекция Санкт-Петербурга, выполненная в масштабах жилого помещения. Квартира точно воспроизводит физику и метафизику северной столицы - пространства, вобравшего в себя драматизм русской истории, насыщенного культурными мифами, литературными реминисценциями... Поэтому структурные соотношения внешнего и внутреннего оказываются обратимыми: во внутреннем интерьере угадываются очертания внешнего - городского, уличного пространства. Основа "петербургского" концепта в этой квартире - образ неба. "Тяжка обуза северного неба", - писал Осип Мандельштам. Архитекторы словно решили преодолеть этот стереотип, максимально "облегчив", приподняв потолки. Однажды, разглядывая еще обнаженные опорные конструкции кровли, заказчик и архитекторы поняли: банальный плоский потолок здесь не нужен: жаль терять эту роскошь - высокое воздушное пространство. Конечно, не во всех помещениях, но в главной части квартиры. Так, стальные балки зашили в массивные белые короба. Получился, по словам авторов, "архитектурный макет конструкции". Возникло своего рода "второе небо" над моделью города. В свою очередь, белые балочные конструкции под потолком навевают ассоциации с мистическими белыми ночами. И еще - подчеркнутая обнаженность, монтажный вид потолка коррелирует с общей для всего интерьера урбанистической темой. Под импровизированным "небом" - миниатюрный город со своей агорой - гостиной, кухней, "укрывшейся" в своебразном домике с "витринными окнами", и "улицей": ее образуют два ряда массивных шкафов с антикварной посудой. Ротонда на стыке прихожей и гостиной играет ту же роль, что триумфальные римские тетрапилоны на перекрестках дорог. Она генерирует все центробежные и центростремительные силы, действующие внутри "полиса". Здесь, в квартире, как и в ее великом прототипе, господствует строгий классический ордер, лишь кое-где (цветные витражи кухни или ажурные изгибы люстры) ощущается влияние ар нуво. Двери и порталы нарочито невысокие, как арки проходных питерских дворов. Тем больший контраст создается при виде колоссального сферического купола над столовой. Уличное пространство воссоздано в квартире столь убедительно, что авторский замысел в этом смысле не оставляет никаких сомнений. Стилистическая доминанта квартиры, конечно, ориентация на классический русский XIX век. Декор, интерьер, мебель представляют собой богатый цитатный материал. Эти ориентиры не случайны, но, напротив, созвучны смелой, даже дерзкой, исходной идее - образно запечатлеть историю и эстетику самого города в жилом интерьере.