Кто в главной роли
квартира площадью 130 м2 в сталинском доме на набережной (Санкт-Петербург) Дмитрий Егоров
Петербургский архитектор Дмитрий Егоров - мастер по части достижения компромиссов между "статичностью" интерьера и его способностью к метаморфозам. Архитектура в его исполнении предстает не застывшей музыкой, а симфонией, звучащей непосредственно здесь и сейчас, заполняющей собой все пространство, во всем многоголосии. Его интерьеры прочитываются как партитура. Жить в них - все равно что бесконечно проигрывать одну и ту же тему, но - во множестве вариаций, от piano до forte, от allegro до ritenuto...
Внушительная архитектура сталинского дома на набережной некогда была призвана вселять в его высокопоставленных жильцов чувство уверенности в завтрашнем дне. И добротные монолитные стены квартиры, в которой полвека спустя поселилась супружеская пара с двумя детьми, отчаянно сопротивлялись планировочным переменам.
Завидная легкость демонтажа внутренних перегородок с лихвой компенсировалась монументальностью несущих конструкций. Егоров, столкнувшись с неразрешимой проблемой в общем, превратил неизбежные несущие опоры и балки в активные элементы композиции. Их новая форма - это своего рода стрела, вектор, подчеркнутый светом, который превращает скрытое статическое напряжение конструкции в зримую динамику. Их новая функция - зонирование помещений, которые, перетекая друг в друга, сохраняют за собой право на автономность.
Сложная конфигурация гостиной подчеркнута подсвеченными карнизами, "парящими" в воздухе (они и в самом деле смонтированы на некотором расстоянии от стен и потолка). В обеденной зоне, где изобилие балок было бы неуместным, потолок понижен. Однако и здесь он визуально "размыт" в лучах света встроенных фонарей. Источники общего освещения дополнены системой точечных светильников и люстрами-"парусами".
Конечно, одновременное использование всего светотехнического "арсенала" закономерно придает обстановке некую театральность. Каждый из семи вариантов включения осветительных приборов способен изменить зрительный ряд и ауру интерьера. В зависимости от желания хозяев она может быть совершенно интимной или экстравертной, романтической или ироничной. Время суток учтено так же, как и эмоциональное течение жизни: варианты искусственного освещения составляют продуманную гармонию с дневным светом, который вовсе не обязательно изолировать с помощью плотных занавесей, несмотря на их несомненную привлекательность.
Вариативность - главное и безусловное достоинство этого интерьера - проявилась не только в пространстве гостиной, но и в приватных апартаментах, особенно в планировке детской половины.
Вместо стационарной стены между двумя помещениями - трансформирующаяся перегородка. Почти не используемая сегодня, она наверняка будет востребована, когда два брата подрастут. И хотя до этого еще далеко, забота об отдаленном будущем отнюдь не кажется лишней.
Способность пространства к развитию и трансформации имеет первостепенное значение в этой работе. Эффект заключается в том, что интерьер в любое время готов откликнуться на внутреннее состояние хозяев.
Разумеется, для создания развитой интерактивной среды обитания было бы недостаточно лишь грамотной подсветки готового объекта. Такое взаимодействие человека и интерьера возможно лишь при синхронном проектировании пространства и света.
Только тогда многовариантность освещения базируется на рациональной технологической основе и пребывает в согласии с общей эстетической концепцией.
Дмитрий Егоров:
"Мне хотелось придать интерьеру эффект прозрачности, перламутрового свечения. Я стремился создать хрупкую и легкую атмосферу, способную на множество перевоплощений. Этому, на мой взгляд, способствуют тонкий подбор цветов и фактур и выверенные комбинации материалов и световых эффектов".