Марио Беллини: «Архитектура и дизайн для меня — это в первую очередь искусство»

Архитектор, дизайнер, журналист и лектор Марио Беллини— о Москве, актуальном дизайне и Стиве Джобсе.

Дата публикации 31.05.2019

Интервью подготовила: Ольга Короткова

Фото: пресс-служба

Журнал: №5 (248) 2019

SALON: Марио, Вы в Москве уже не первый раз. Какие у Вас сложились впечатления о ней?

— Город завораживает своей атмосферой, своим уникальным характером и, конечно, архитектурой. Башни Кремля, собор Василия Блаженного, Красная площадь создают неповторимый ландшафт, который закрепился у меня в памяти ещё в мой первый приезд сюда. Я искренне считаю Москву одним из самых интересных и красивых городов мира.

Марио Беллини

S: Вы в профессии уже более пятидесяти лет. На Ваш взгляд, затронул ли дизайн изменения, пришедшие в нашу жизнь вместе с цифровой эрой?

— Архитектура и дизайн для меня — это в первую очередь искусство, а искусство неподвластно времени, в отличие от технологий. Я не считаю, что в будущем подход дизайнеров к своей работе кардинально изменится. Современные предметы мебели — столы, стулья, шкафы — почти не отличаются от своих более древних аналогов, меняется лишь декор. Правда, сейчас принято измерять ценность того или иного предмета интерьера его «полезностью», а эстетическая составляющая отходит на второй план. Такая позиция мне не близка. Я уверен, что эмоциональный отклик при взгляде на предмет так же важен, как и функция, которую он выполняет, ведь нам больше нравится находиться в обстановке, которая приносит удовольствие, а не просто выполняет какую‑то функцию. В своей работе я стараюсь в равной пропорции сочетать эстетику и функциональность, ничем не пренебрегая.

Отдел исламского искусства в Лувре, Париж

S: Недавно в Париже прошла масштабная ретроспектива Джо Понти, великого итальянского архитектора и дизайнера. Каким он запомнился Вам?

— Джо Понти был моим преподавателем в университете, но мне довелось узнать его по‑настоящему, когда я уже сам вступил в профессию. Он был очень позитивным человеком, всегда полным энергии. Помню, как в 1968 году бренд CASSINA, для которого я спроектировал несколько предметов мебели, открыл шоу–рум в Милане. Понти посетил открытие и на следующий день отправил мне письмо, в котором хвалил мою работу. Для меня как для молодого дизайнера это было очень ценно.

Кресло Cab, Cassina

S: За свою карьеру Вы работали с множеством известных брендов и даже получили предложение о сотрудничестве с APPLE от Стива Джобса.

— В 1983 году меня пригласили в Аспен, Колорадо, на конференцию, посвящённую дизайну. Стив Джобс тоже был там, и год спустя он приехал в мой офис в Милан с предложением поработать над дизайном его компьютеров. У меня за спиной уже был большой опыт дизайна оргтехники, ведь я сотрудничал с компанией OLIVETTI — проектировал пишущие машинки, компьютеры, кассовые аппараты. Однако от предложения Джобса я отказался, о чём не жалею. Он потрясающий человек, изменивший жизни миллионов, но на тот момент работа с OLIVETTI была моим приоритетом, я ушёл в неё с головой и просто не мог найти время заняться чем‑то ещё.

Плейер Ga 45 Pop&Phonoboy, Minerva — Grunding AG

S: Как Вы считаете, какие тренды в дизайне выделились в последнее время?

— Я уверен, что тренды формирует потребитель. Здесь уместно провести аналогию с индустрией моды: на первый взгляд может показаться, что тот или иной тренд зарождается на подиумах и только потом «спускается» к обычным людям. Однако в реальности модные дизайнеры тонко чувствуют запросы аудитории, перерабатывают их и на выходе выдают только то, что точно будет востребовано. Так же дело обстоит и с дизайном интерьеров. Производители не станут выпускать диваны, скажем, зелёного цвета, если у клиентов популярен бежевый.

Кровать Grand Piano, Flou