Мост, ведущий в Италию
квартира общей площадью 300 м2 Михаил Филиппов Античность в интерьере современной квартиры. Вариации на тему древнеримской аркады
Как вы думаете, с чего начинается удачный интерьер? Со счастливой случайности, познакомившей обладателей квартиры с архитекторами их мечты? С рождения фантастической идеи, преобразующей пространство? С изучения планов существующего здания? Вероятно, бывает по-разному. Но вот для архитектора Михаила Филиппова работа над новым интерьером начинается с детального, вполне реалистического, выдержанного по цвету акварельного этюда, на основании которого и разрабатывается проект
В процессе создания интерьера, конечно, присутствовали и остальные вышеназванные этапы: и почти случайное знакомство хозяев с архитектором, и вспыхнувшая между ними "любовь с первого взгляда", подкрепленная теплыми чувствами к Италии и итальянскому искусству, и изучение архитектором чертежей, которые выявили достоинства и недостатки предназначенного для реконструкции помещения.
Так, архитектора чрезвычайно вдохновило огромное двусветное пространство, имевшее при этом ряд довольно толстых и неуклюжих несущих колонн ровно по центральной оси. Именно это натолкнуло Михаила на мысль создать на их основе мощную, величественную аркаду, импровизированный древнеримский акведук, который и дал название всему проекту. И именно этот мотив, родившийся из необходимости декорировать уже существующие конструкции, господствует в интерьере.
Еще один бесспорный недостаток, превратившийся в неоспоримое достоинство: довольно низкий потолок, который сначала еще более занизили, а затем визуально повысили с помощью сводов.
Получилось, что сомкнутые своды потолка задают помещению высоту, зрительно превышающую реальную. К тому же его плавные линии прекрасно гармонируют с полукружиями арок и естественным образом продолжают закругляющиеся грани пилонов.
Аркада стала едва ли не единственным декоративным элементом квартиры, настолько мощной доминантой пространства, что никаких других эффектов и не требовалось. Но чтобы усилить впечатление от уходящего вдаль арочного моста, стена напротив входа в помещение была сделана зеркальной. Отражение создает иллюзию бесконечной череды арок, которая выглядит особенно эффектно при погашенном верхнем свете и включенной подсветке.
Осевая архитектурная композиция постепенно "распадается" по обе стороны от акведука, переходя от мощного по воздействию элемента в центре к чистым плоскостям стен и гармонично завершаясь потрясающими пейзажами за окнами.
По мысли архитектора, картины в окнах - столь же равноценная и активная составляющая интерьера, как и любые декоративные детали. Конечно, в идеале подобная реминисценция на темы Древнего Рима и эпохи Возрождения должна была бы сопровождаться видами Средиземноморья, а не романтического уголка Замоскворечья со старинной церковью. Автор проекта считает: для того и нужно наполнять наши дома вещественными "воспоминаниями" о теплых морях и странах, чтоб было где отогреться душой и телом в промозглую московскую зиму.
Для Михаила Филиппова подобное "овеществление" итальянских воспоминаний - не случайное увлечение, а органическая потребность. Он изначально ориентирован на классическое понимание красоты, которое лучше всего выражено античным искусством. При этом работы архитектора не имитируют какой-то стиль, а воплощают новый, его собственный, создающий вполне современный образ немного мифологизированной древности. Античность в его интерпретации - такая, какой она видится нашим современникам.
Именно этим манера архитектора так подкупила заказчиков, вдохновившихся идеей создать в доме вариацию на тему древнеримской аркады. Визит в мастерскую Михаила Филиппова окончательно убедил их в том, что все воплотится именно так как задумано, - настолько увиденное соответствовало сложившемуся в мечтах образу.
Кстати, те акварели, с которых начинался наш рассказ, хозяйка собирается повесить в гостиной, на почетном месте, чтобы они наглядно демонстрировали, как рождается образ дома.