На чердаке

квартира площадью 132 м2

Дата публикации 25.02.2000

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Ольга Вологдина

Автор проекта: Екатерина Мовчан
Евгений Полянцев
Ольга Кирпичева

Журнал: N11 (155) 2010

Еще лет сто назад на этом чердаке в одном из старинных московских домов сушили белье, разводили голубей и хранили ненужные вещи. Сейчас здесь мало что напоминает прошлую жизнь: архитекторы из бюро Meralstudio превратили техническое помещение в суперсовременный пентхаус

Работа над этим проектом заняла долгих двенадцать лет. На самом деле тут нет ничего удивительного, отмечает архитектор Евгений Полянцев, так как необходимо было согласовать не только перевод нежилого помещения в жилой фонд, но и убедить чиновников в том, что стеклянный купол крыши не испортит облик исторического центра Москвы. Помимо этого была еще масса проблем, связанных с конструктивными особенностями старого здания, над которыми в дальнейшем пришлось немало потрудиться. И теперь, глядя на этот прозрачный атриум, воздушное, наполненное светом пространство, с трудом верится, что появилось оно на месте темного, заброшенного чердака...

Несмотря на все новейшие трансформации, в этой мансардной истории архитекторы почерпнули немалую толику вдохновения: метафора чердака легла в основу композиционного решения и художественного образа интерьера. Центральный объем заняла двусветная гостиная под стеклянной пирамидой. Вокруг нее, уже под скатной крышей, находятся прихожая со столовой-кухней и библиотека, просматривающиеся сквозь череду несущих опор. По замыслу именно этот второй план (или закулисье) придал пространству динамику и создал интересные визуальные эффекты. А благодаря тому, что нижняя часть всех стен в общественной зоне облицована зеркалами, круговая перспектива получилась более сложной: возникает ощущение уходящего вдаль и в то же время цельного пространства. В качестве отделочного материала выбрали древесину вишни, или, как ее называют итальянцы, американ черри. «Несмотря на то что вишня в общем-то сегодня непопулярна, у нее по-настоящему положительная энергетика, особенно когда падает солнечный свет; именно из этой древесины было решено сделать всю мебель, - говорит Евгений. - Возможно, это решение в чем-то спасло интерьер от морального старения. Для нас было главным не следовать моде, а создать интерьер вне времени, остающийся актуальным долгие годы». Изготовление мебели архитектор доверил фабрике RIVA 1920, одной из немногих, если не сказать единственной в мире, у которой своя, особая философия обработки дерева - без использования искусственных лаков и покрытий.

Огромное внимание уделили дизайну лестницы, ведущей на эксплуатируемую крышу. Аналогов ей нет. Сама лестница состоит из стандартной конструкции: могучий косоур, крепящийся к стене, от которого консольно расходятся металлические подпорки, держащие ступени из цельных кусков древесины. А вот ограждение поистине уникальное. От мощной опоры на полу вверх поднимаются перила, собранные из пучка металлических полос. При этом каждая из полос переходит в тонкую балясину. Постепенно перила становятся все тоньше, и в результате остается одна-единственная полоса. Необычная лестница придала пространству графичность и законченный вид.

Руководитель проекта Евгений Полянцев: «На самом деле эта мансарда - одна из двух, которые мы спроектировали для родных братьев. Они купили две совершенно одинаковые площади, расположенные на одном этаже. Это была интересная задача - создать на основе одного и того же пространства разные, не похожие друг на друга интерьеры. Как мне кажется, с ней мы справились»